03 June 2011, 15:06
Дефицит топлива был спровоцирован замораживанием цен на нефтепродукты
Дефицит на рынке нефтепродуктов РФ был спровоцирован замораживанием цен на нефтепродукты. Такое мнение высказал вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вадим Воробьев в интервью, размещенном в блоге пресс-службы нефтяной компании.
Так, рассуждая о дефиците топлива на рынке РФ, В.Воробьев заметил, что «все налоги нефтяников России привязаны к мировым ценам на нефть, экспортная пошлина, НДПИ — все зависит от мировых цен». «Что произошло сейчас? В феврале было решение заморозить оптовые и розничные цены. Что и было исполнено. Мы с вами уже говорили о том, что от года к году потребление топлива растет, и мировая цена на нефть изменяется. Если в феврале она была на уровне $110 за барр., то потом до $125 доходила в определенные периоды. А цены на нефтепродукты были заморожены. Это и спровоцировало некий дефицит», — сказал он.
Вторым моментом возникновения дефицита топлива, по мнению В.Воробьева, является то, что с 1 января 2011 г. Россия в соответствии с федеральным законом «О техническом регламенте» перешла на стандарты Евро-3, и многие НПЗ страны оказались не в состоянии его исполнять. «В настоящее время запрещено обращение бензина Евро-2, но сегодня его все равно производят. Сегодня уже идет разговор о том, что необходимо продлить период использования Евро-2 и отложить сроки введения стандарта Евро-3. Чем закончится эта дискуссия, предположить достаточно сложно, но, наверное, такие решения будут приняты, хотя хочется верить, что они будут носить временный характер», — отметил он.
Кроме того, как считает вице-президент ЛУКОЙЛа, нефтяные компании повернулись в сторону экспорта потому, что экспортная альтернатива стала больше, чем та цена, которая была зафиксирована.
В свою очередь, как сообщил накануне глава ФАС Игорь Артемьев в эфире новой программы РБК-ТВ «Диалоги с Сергеем Алексашенко», дефицит бензина, неожиданно возникший в России весной 2011 г., — это рукотворный кризис, который вполне можно назвать шантажом по отношению к правительству РФ. И виноваты в происходящем крупные нефтяные компании.
Напомним, в апреле 2011 г. в ряде регионов РФ возник резкий дефицит топлива. Федеральная антимонопольная служба по поручению правительства РФ начала комплексную проверку нефтяных компаний в 20 субъектах РФ на предмет выявления фактов сговоров и злоупотреблений доминирующим положением на федеральном и региональном рынках нефтепродуктов. В качестве временной меры было принято решение с 1 мая 2011 г. поднять пошлину на экспорт бензина. Для этого в распоряжение правительства было внесено изменение, согласно которому экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011 г. составляет $408,3 за тонну, что на 34% превышает изначально запланированную на май и на 44% — действовавшую в апреле 2011 г. Пошлина на остальные светлые нефтепродукты (легкие дистилляты, средние дистилляты, газойли) с 1 мая 2011 г. составила, как и планировалось ранее, $304 за тонну. Если заградительные пошлины на экспорт бензина сохранятся, то экспортная пошлина на бензин с 1 июня 2011 г. составит $415,8 за тонну при пошлине на нефть $462,1 за тонну (90% от пошлины на нефть).