19 April 2017, 18:11
Цены на нефть падают. Пора ли готовиться к обвалу?
Цены на нефть снова перешли к снижению. Падение котировок продолжается уже четвертый день подряд. Что это, начало нового нисходящего тренда или коррекция? Фьючерсные контракты на нефть марки Brent сегодня падают ускоренными темпами. По состоянию на 13:20 по московскому времени падение составляет более 1%, торги идут в районе отметки $54,81.
Среди факторов снижения эксперты выделяют рост добычи углеводородов в США, однако это не новость, и вряд ли кто-то всерьез рассматривал другой вариант. К слову, добыча в Штатах непрерывно растет уже несколько месяцев подряд.
С технической точки зрения все выглядит логично. Цены упали, затем быстро вернулись наверх, протестировали уровень сопротивления и начали снижаться. Классический сценарий. Вопрос только в том, насколько сильным окажется снижение. Возможно, котировки остановятся вблизи достигнутых уровней и затем предпримут попытку отправиться в район $58.
Впрочем, пока вариант дальнейшего снижения выглядит предпочтительнее. Если проанализировать историю последних лет, можно заметить, что подобные сильные движения (по 9-10%) происходили с завидной регулярностью.
Взять хотя бы 2016 г.
На протяжении большей части года цены на нефть торговались в широчайшем диапазоне от $44 до $54 за баррель. Учитывая тот факт, что рынок нефти — рынок спекулянтов, удивляться такой волатильности не приходится: зарабатывать лучше всего на больших движениях.
Любого рода сообщения о сокращении или росте добычи в тех или иных странах на самом деле выступают лишь поводом для движения цен. Мы уже много раз видели, как котировки растут на негативных новостях и наоборот.
Не стоит придавать особого значения и прогнозам от различных инвестодомов и банков. Citigroup, например, выпустил обзор, в котором предрекает рост цен на нефть к концу года до $65, правда в том случае, если соглашение о сокращении добычи между странами ОПЕК и другими независимыми производителями будет продлено.
Может достигнуть, а может и не достигнуть. А вот в случае отсутствия соглашения по заморозке цены на нефть рискуют продемонстрировать обвал. Дело в том, что как только соглашение будет завершено, все производители начнут резко наращивать добычу, а темпы, которыми они способны это делать, мы уже видели ранее.
В общем, ситуация для российской экономики в какой-то степени тревожная. Вопреки заявлениям правительства экономика по-прежнему очень сильно зависит от цен на нефть, а нефтегазовые доходы бюджета в I квартале этого года превысили 50%.
Напомним также, что согласно прогнозу Центрального банка РФ к концу года цены на нефть марки Urals опустятся в район $40, то есть правительство закладывается на пессимистичный сценарий.
Вообще, многие задаются вопросом, потеряет ли Саудовская Аравия свои позиции на мировом рынке нефти, если роль стабилизирующего производителя сместится к нефтяным и газовым производителям США.
Если в середине 1970-х гг. Саудовская Аравия имела полную власть над стабилизацией нефтяных цен, то сейчас, спустя 44 года, вырисовывается совершенно иная картина.
Соглашение ОПЕК о сокращении добычи, по результатам которого было решено сократить производство на 1,8 млн баррелей в день, и решение о расширении являются показателями внутренней слабости.
В 2014 г., когда Саудовская Аравия отказалась сокращать производство, чтобы стабилизировать цены, а вместо этого увеличила добычу, чтобы защитить долю на рынке, началась ценовая война.
Однако производство США продолжает расти, экономика Саудовской Аравии страдает от потерянных доходов от нефти. Сланцевики США, по всей видимости, восстановили долю рынка и смогли снизить безубыточные цены за счет технологической революции.
Добро пожаловать в эпоху «Технологии гидроразрыва пласта 2.0», где «человек-компания» в 100 милях от нефтяной вышки может раздавать указания своим работникам через приложение под названием ISteer.
EOG Resources, одна из крупнейших независимых нефтегазодобывающих компаний США, является пятым по величине производителем газа в Техасе и творит чудеса, обходя на поворотах своих конкурентов.
EOG теперь может бурить горизонтальные скважины всего за 20 дней – в 2014 г. на это уходило 38 дней. Компания добывает прежние объемы нефти независимо от падения цен.