16 July 2020, 12:53
Борьба за Китай
Российский газ оказывается на сегодня самым дешевым и стратегически — самым конкурентоспособным в Китае
Итоги второго квартала 2020 года показали, как изменилась политика Китая в сфере импорта трубопроводного газа. Напомним, что газ поступает в КНР по трем международным трубопроводам, а поставки осуществляют пять стран. В ближайшие 20 лет эта страна обеспечит около 30% роста глобальной торговли газом, считает Международное энергетическое агентство, что делает Китай самым перспективным мировым рынком.
Из России голубое топливо доставляется в КНР по трубопроводу «Сила Сибири» с проектной пропускной способностью 38 млрд куб. м в год от Чаяндинского газонефтеконденсатного месторождения.
По условиям экспортно-импортного контракта между «Газпромом» и китайской CNPC, цена на газ привязана к стоимости мазута и газойля с девятимесячным лагом. Поэтому цена газа меняется поквартально.
Во втором квартале 2020 года стоимость российского газа уменьшилась на 10% к уровню первого квартала — до $183 за тысячу куб. м.
Для России это неприятное событие, но в общем контексте не столь уж драматичное.
Себестоимость добычи газа на Чаяндинском ГНКМ оценивается в $81,4 за 1000 куб. м. А полная стоимость трубопровода «Сила Сибири» — почти $55 млрд. (Кроме того, разработка Чаяндинского месторождения отягощена различного рода проблемами с дебитом скважин, описание которых выходит за рамки этой статьи. Для того чтобы «Сила Сибири» заработала на полную мощность, «Газпрому» надо вывести на проектный уровень добычи еще одно — Ковыктинское — газоконденсатное месторождение и построить 2293-километровый трубопровод, в том числе участок Ковыкта — Чаянда). При таких грандиозных цифрах подготовки экспорта важны соответствующие объемы поставок.
Второй квартал как раз показал высокую конкурентоспособность российского газа. Китай на фоне коронавирусного коллапса уменьшил импорт газа из всех трубопроводов. Но менее всего сокращение затронуло российские поставки. В апреле из России в Китай поступало в среднем 9 млн куб. м/сутки, что было на 12% ниже, чем в январе, когда аналогичный показатель составлял 10,3 млн куб. м. Поставки российского газа начались в конце 2019 года и первые пять лет отводятся на наращивание поставок до 38 млрд куб. м в год.
Для сравнения: за тот же второй квартал поставки из Узбекистана сократились на 36%, из Казахстана — на 21%, Туркменистана — на 18%, Мьянмы — на 14%. Если в первом квартале Россия занимала последнее место по объемам поставок в Китай, то во втором она уже опередила Узбекистан.
Хотя текущее снижение закупок имеет сегодня временный конъюнктурный характер, уже в среднесрочной перспективе — в 2020–2025 гг. — положение с поставками в Китай из ряда стран-поставщиков должно измениться кардинальным образом.
Руководство Узбекистана уже заявило, что прекратит в 2025 году любой экспорт газа, поскольку перенаправит метан на внутренний рынок, в том числе на глубокую переработку. При этом в 2019 году поставки газа из Узбекистана в Китай составили около 10 млрд куб. м. Надо отметить, что практически весь объем узбекского газа нуждается в предтоварной глубокой очистке от серы и других примесей, что удорожает его себестоимость и снижает экспортную прибыль.
Казахстан отправил в КНР в том же году 7,1 млрд куб. м. Однако и в этой стране уменьшатся экспортные возможности в обозначенный период. Международное товарищество «Тенгизшевройл» в 2023 году завершит проект будущего расширения разработки месторождения Тенгиз. В результате почти весь объем добываемого газа будет закачиваться обратно в пласт для увеличения нефтеотдачи, а оставшийся пойдет на обеспечение сырьем Атырауского газохимического комплекса. Аналогичной будет политика обращения с газом у Северо-Каспийского консорциума на Кашагане. В сочетании с расширением внутреннего газового рынка за счет газификации Центрального и Северного Казахстана объемы поставок в Китай могут снизиться менее чем до 3 млрд куб. м в год. А с учетом общего сокращения производства газа в стране эта цифра в нынешнем десятилетии приблизится к нулю.
Более устойчивое положение с экспортом газа у Туркменистана, который поставил в Китай в 2019 году 33,2 млрд куб. м. Страна обладает значительными запасами голубого топлива в месторождениях сернистого газа Довлетабад и высокосернистого Багтыярлык и Галкыныш. Но по мере увеличения производства на Галкыныш и возрастания его доли в поставках в Китай ухудшается экономика этого экспорта. Так как требуются дополнительные средства на оборудование, устойчивое к агрессивному сероводороду, и на очистку от серы добытого газа. По этим причинам целый ряд международных аудиторских компаний считает, что добыча газа на Галкыныше наиболее дорогостоящая в мире, то есть даже дороже, чем на Чаяндинском ГНКМ. В целом, туркменская газовая промышленность имеет тенденцию постоянного ухудшения экономики экспорта из-за увеличения проблем с серой.
Эти процессы происходят на фоне снижения интереса Китая к импорту газа из Центральной Азии.
По изначальному плану построенный Азиатский газопровод из Туркмении в КНР должен был иметь четыре нитки, причем последнюю предполагалось построить в 2015 году. Однако она до сих пор не сооружена и нет никаких сообщений о планах Китая приступить к ее строительству.
Газ из Мьянмы поступает в Китай с месторождения Шве, запасы которого оцениваются в 258 млрд куб. м. С учетом пропускной способности экспортного газопровода 12 млрд куб. м в год Мьянма не имеет ресурсных и транспортных перспектив для наращивания поставок в КНР.
Принципиально иное положение с развитием экспорта трубопроводного газа в Китай из России. По инициативе Владимира Путина готовится проект «Сила Сибири-2» с пропускной способностью 30 млрд куб. м в год. Этот трубопровод должен связать Бованенковское и другие месторождения Ямала с газопроводом «Сила Сибири», а также вывести заполярный газ через Монголию в Восточный Китай. Но в более южные районы этой части КНР, чем «Сила Сибири». В российском экспертном сообществе распространено мнение, что «Сила Сибири-2» со своей развитой сырьевой базой Заполярья планируется для того, чтобы обеспечить еще один источник загрузки «Силы Сибири», если на Чаяндинском и Ковыктинском месторождении не будет достигнута запланированная производительность…
Цена на газ трубопроводных поставщиков в Китай во 2-м квартале 2020 г.
Источник: Таможенный комитет КНР
Сравнивая краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные факторы и тенденции в положении с производством и поставками по трубопроводам из бывшего СССР, становится очевидно, что экспортные планы могут быть осуществлены не в полном объеме или с существенной корректировкой. У каждой страны-поставщика имеются ограничения в виде или проблемных или незначительных запасов сырья. Преодоление этих сложностей будет требовать дополнительных затрат и ухудшать экономику поставок в Китай.
В то же время очевидно, что эти минусы станут компенсироваться размером экспортных поставок. И в этом аспекте основными конкурентами будут Россия и Туркмения.
Следовательно основное значение получат масштаб и преодоление проблем на Чаяндинском и Ковыктинском, а с другой стороны на месторождениях Галкыныш и Багтыярлык. Возможно, для России в стратегической перспективе решением проблем с экспортом в Китай станет увеличение роли и доли поставок с месторождений Ямала. Их отдаленность от КНР компенсируется отсутствием сложностей и рисков при разработке. Таким образом, если газовые резервы Туркменистана — это высокосернистый газ с наибольшей себестоимостью добычи, то стратегические резервы России для восточного направления — это высококачественный заполярный газ с себестоимостью в 2-2,5 раз ниже, чем на Чаяндинском.
Хотя сегодня поставки газа из России в Китай выглядят малодоходным бизнесом, Россия имеет наилучшие перспективы в секторе трубопроводных поставок в сравнении со своими конкурентами.
Прогноз биржевых цен на 16 июля 2020