08 August 2018, 10:55
Биодизель как способ сокращения затрат на топливо (на примере Индонезии)
Индонезия намеревается ввести в силу новые законодательные требования, согласно которым всё дизельное топливо должно будет содержать определенную долю биокомпонентов. Это повлечет увеличение объемов потребления пальмового масла и сокращение объемов импорта топлива из-за рубежа. Данную инициативу тепло приняли чиновники и представители индустрии пальмового масла. В то же время, автолюбители выражают беспокойство по поводу того, что новый состав топлива может негативно сказаться на производительности двигателей.
Защитники окружающей среды также боятся, что увеличение объемов потребления пальмового масла ускорит и без того стремительные темпы обезлесения.
Рассмотрим ряд проблем, связанных с увеличением объемов потребления биодизеля.
Рис. 1 Импорт нефти и нефтепродуктов в Индонезии
Платежный баланс
В настоящий момент Индонезия импортирует около 400,000 баррелей сырой нефти в день. Нефтепродуктов — примерно столько же. Это свидетельствует об уязвимости крупнейшей экономики Юго-Восточной Азии к любого рода скачкам цен на нефть (которые имели место в этом и прошлом годах).
Дефицит платежного баланса в 2018 году возрастет на $8 млрд. Стратегия правительства заключается в том, чтобы сократить импорт дизельного топлива посредством введения обязанности для всех потребителей дизеля (в том числе, электростанций и железных дорог) использовать биодизель, состоящий из биокомпонентов не менее, чем на 20 процентов. Основным таким компонентом является пальмовое масло.
По мнению чиновников, это позволит Индонезии сэкономить около $6 млрд. в год.
Рис. 2 Текущий платежный баланс (% от ВВП) и стоимость индонезийской рупии
Новая программа правительства предполагает увеличение объемов внутреннего потребления пальмового масла. Между тем, объемы производства пальмового масла в стране за последние пять лет возросли на 35 процентов.
В Индонезии биокомпоненты биодизеля состоят из метиловых эфиров жирных кислот (FAME), которые производятся из пальмового масла.
Всего в Индонезии 26 производителей данного вида биокомпонентов. К ним относятся, в том числе, Sinar Mas Group, Wilmar и Musim Mas, указывает Ассоциация производителей биотоплива Индонезии.
Данный биокомпонент поставляется дистрибьюторам, таким как Pertamina. Прежде чем попасть к конечным потребителям, он смешивается с дизельным топливом на нефтяной основе.
Рис. 3 Энергетическая промышленность Индонезии в упадке
В настоящий момент задействована лишь четверть производственных мощностей по изготовлению FAME. В результате исполнения новой программы, данный показатель возрастет на 50 процентов, говорит Тогар Ситанганг, старший сотрудник Ассоциации производителей пальмового масла Индонезии (GAPKI).
Правительство заявило, что в отношении производителей биодизеля будут введены специальные меры стимулирующего характера, но детали не уточнялись.
Совместимость
Инициатива по увеличению доли FAME в биодизеле и ранее встречала сопротивление со стороны регуляторов, а также представителей автомобильной и нефтяной промышленности.
Индонезия поддерживает программу, предполагающую разработку биодизеля, который на 100 процентов будет состоять из пальмового масла, без примеси FAME.
Согласно правилам, разработанным в 2015 году, до января 2020 года обязательной долей примеси биокомпонентов в биодизель будет 20 процентов (то есть, получается биодизель марки В20). После января 2020 года обязательной долей станет 30 процентов (соответственно, биодизель марки В30).
В целом, биодизель марки В20 подходит для новых автомобилей, но увеличение доли примесей FAME может создать проблемы.
Дело в том, что примеси FAME способствуют ржавлению деталей двигателей, что приведет к увеличению стоимости их содержания.
“Увеличение содержания биокомпонентов в биодизеле негативно скажется на гарантийных сроках работы двигателей. Кроме того, он может затвердевать при низких температурах, и для его хранения необходимы специальные условия”, — указывает Министерство энергетики США на своем сайте.
Рис. 4 Состояние отраслей пальмового масла и биодизеля в Индонезии в первой половине 2018 года
Чем большую долю примеси FAME включает в себя биодизель, тем ниже его энергосодержание. Использование FAME может также повлечь увеличение выбросов оксида азота. Правда, выбросы других вредных веществ сократятся.
Согласно результатам исследования, проведенного в 2016 году Ассоциацией автопроизводителей Японии, биодизель, содержащий более 20 процентов FAME, не пригоден для автомобилей, при производстве которых использовался стандарт Euro IV.
Тест на 40,000 км
В 2015 году в Индонезии Агентством по оценке и применению новых технологий было проведено исследование. Шесть пассажирских автомобилей от трех разных производителей прошли расстояние 40,000 км (25,000 миль), используя биодизель марки В20 и обычный дизель.
В результате оказалось, что использование биодизеля марки В20 способствовало улучшению ходовых характеристик автомобиля, увеличению ускорения, а также сокращению объемов выбросов вредных веществ в атмосферу. Вместе с тем, автомобили потребили на 4 процента больше биодизеля, чем обычного дизеля.
По словам председателя Ассоциации ученых-биоэнергетиков Индонезии Татанга Соеравиджажа, многочисленные исследования показали, что никаких проблем с двигателями автомобилей при использовании биодизеля марки В20 не возникает. Просто нужно будет немного чаще заменять или чистить фильтры, особенно в период адаптации к новому виду топлива, добавил эксперт, имея в виду коррозийный эффект примесей FAME.
“Биокомпонент очищает грязь со стенок бака и из труб, и она в итоге попадает в фильтр”, — говорит Татанга.
Громкое возвращение BP на рынок сланцевой нефти