03 September 2006, 19:11
Бензиновая лихорадка отпускает Украину
За последние семь дней, прошедших с момента озвучивания министром экономики Украины Арсением Яценюком своего последнего прогноза относительно роста внутренних цен на нефтепродукты в пределах 3-5%, нефтетрейдеры приложили немало усилий для того, чтобы приблизиться к указанному ценовому потолку. Правда, как сообщает ЛІГАБізнесІнформ, это им удалось пока не по всем видам автомобильного топлива.
Наибольших успехов в деле повышения цен за неделю добились операторы крупнооптового рынка нефтепродуктов и, в первую очередь, крупнейшие в Украине производители моторного топлива. В результате средние цены крупнооптовых партий бензинов и дизтоплива поднялись до новых исторических максимумов.
Так, согласно данным компании UPECO, в период с 27 июля по 3 августа средняя цена 95-го бензина в крупном опте подскочила на 4,7% и впервые превысила психологически важный рубеж в 5000 грн./т, достигнув отметки 5036 грн./т. Хотя цена предложения цистерновых партий более качественного импортного 95-го бензина (например, прибалтийского) на белорусской границе за этот же период поднялась всего на 2,05%. Однако чемпионом удорожания в Украине оказался вовсе не наиболее популярный 95-й, а низкооктановые бензины, средняя крупнооптовая цена на которые за последние семь дней буквально взлетела на 6,17%, превысив тем самым прогноз А. Яценюка.
Такой бурный темп подорожания низкооктановых бензинов аналитики связывают, в первую очередь, с наметившимся дефицитом на фоне возрастающих в разгар уборочной кампании потребностей в этом топливе со стороны отечественных аграриев, а также с отсутствием легального импорта таких бензинов в Украину. Чего не скажешь о дизельном топливе, предложений которого вполне достаточно как импортного, так и отечественного производства. Именно поэтому, даже в разгар уборочных работ, средние цены на дизтопливо за анализируемый период выросли на 1,64% — в крупном опте и на 1,78% — в рознице. Темпы удорожания «демократичного» бензина марки А-92 оказались где-то посередине, а именно — на 3,5% в крупном опте и на 2,5% — в рознице. Таким образом, по высокооктановым бензинам и дизельному топливу нефтетрейдерам пока не удалось полностью «выбрать интервал удорожания», дозволенный министром экономики Украины.
Многие аналитики высказывают солидарность с оценками правительства об отсутствии объективных причин для дальнейшего удорожания нефтепродуктов в Украине. Так, заместитель директора НТЦ «Психея» по научной работе Геннадий Рябцев заметил, что при сложившемся уровне цен наибольшую выгоду получают владельцы розничных сетей АЗС (примерно по 1 грн. на каждом литре), а производители нефтепродуктов так и не могут «выбраться на дореволюционный уровень рентабельности». Дело доходит до того, что даже «крупнейший в Украине Кременчугский НПЗ уже готовится к убыткам в нынешнем месяце». Однако существенных изменений в таможенной политике на рынке нефтепродуктов в ближайшие пару-тройку месяцев эксперт не прогнозирует.
Поэтому отечественным производителям не следует расслабляться в предчувствии скорого окончания конкуренции с импортерами нефтепродуктов. А владельцев транспортных средств Г. Ярцев успокоил тем, что до конца августа цена 95-го бензина отечественного производства на АЗС вряд ли превысит 4,50 грн./л, а дизтоплива — 4,20 грн./л. И, судя по результатам оперативного мониторинга, цены на стеллах большинства киевских автозаправок сегодня приостановили свой «бешеный галлоп», выражавшийся в чуть ли не ежедневном в 5-10- копеечном удорожании.