Бензин подорожает или подешевеет?
В минувшее воскресенье, 1 июля, произошло запланированное повышение акцизных ставок на топливо. Неужели цены на бензин снова вырастут? Правда, подорожать должен только бензин, соответствующий «третьему экологическому классу», а качественная «горючка» даже… подешевеет! По крайней мере этого добивалось правительство, дифференцируя размеры ставок на топливо разных классов: для бензина Евро-3 величина налога вырастет с 5,6 до 6 руб., для Евро-4 останется неизменной, а для Евро-5 снизится до 3,9 руб. за литр.
Но много ли бензина Евро-5 выпускается в России? На прошлой неделе первой компанией, которая полностью отказалась от выпуска топлива Евро-4, стал ЛУКОЙЛ: с 1 июля все заводы этой компании целиком перешли на производство экологичного бензина. Также бензин пятого экокласса делают нефтеперерабатывающие предприятия «Газпромнефти», «Башнефти» и Рязанский НПЗ, принадлежащий группе компаний ТНК-BP. К сожалению, какую часть составляет качественный бензин от общего объема выпускаемых в стране нефтепродуктов, аналитики пока не подсчитали.
«У нас мощности, оборудование в большинстве своем отсталые, практически половина выпускаемого бензина соответствует Евро-2, а вторую условно можно назвать Евро-0. Из тонны нефти мы получаем в пять раз меньше бензина, чем американцы, и выпуск топлива класса Евро-3 и Евро-4 составляет максимум 10% от общего количества», – приводит издание «Автоньюс» слова первого зампреда Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова. Правда, парламентарий отметил, что указанные им цифры весьма условны.
В итоге мнения разделились: часть экспертного сообщества считает, что объем выпускаемого нашими заводами топлива Евро-5 достаточен, чтобы цены остались прежними, другая категория специалистов, напротив, заявляет, что основной объем составляет бензин Евро-3, а значит, вслед за повышением акцизов изменятся и ценники на заправках. Но и те, и другие отмечают, что окончательные выводы можно будет сделать не раньше чем через месяц: примерно столько времени потребуется, чтобы бензин, выпущенный 1 июля, добрался до всех заправок страны.
Впрочем, на фоне снижения мировых котировок на нефть повышение акцизов может остаться незамеченным: некоторые нефтяные компании даже снизили оптовые цены на топливо! Так, в середине июня ЛУКОЙЛ понизил отпускные цены на дизельное топливо и авиационный керосин на 500 руб. за тонну, на бензин – на 1000-1500 руб. До этого аналогичным образом переписала ценники ТНК-BP, благодаря чему бензин на заправках должен подешеветь минимум на 70 коп., а дизельное топливо – на 40 коп. При этом дешевое топливо уже должно продаваться на АЗС, пишет КМ.ru.
Заметим, что наши сограждане считают российский бензин неоправданно дорогим. Однако эксперты агентства Bloomberg составили рейтинг 55 стран мира по стоимости галлона бензина (3,785 л) и дополнили его рейтингом «болезненности», который составили по следующему принципу: чем бóльшую долю от среднего дневного заработка занимает покупка одного галлона моторного топлива, тем выше место страны в этом рейтинге. И Россия занимает 46-е место по уровню цен и 29-е место – по уровню «болезненности» (россиянин отдает за галлон 9,1% своего дневного заработка).
Получается, что в процентном соотношении мы, россияне, тратим на топливо для своих автомобилей ровно столько же, сколько и итальянцы. Вот только, по мнению экспертов, бензин в России должен стоить дешевле. «Мы платим дважды, ведь транспортный налог (один из самых больших в мире) так и не был отменен. Хотя, по нашим подсчетам, достаточно было поднять акцизы всего лишь на рубль, чтобы полностью компенсировать отмену этого налога, – говорит Вячеслав Лысаков. – А ведь акцизы были повышены на три рубля за три года!».
Но, как мы видим, транспортный налог остается, да и и акцизы продолжают расти. «Увеличение акцизов повлечет за собой рост цен, сомневаться в этом было бы глупо, – говорит о ближайших перспективах председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Как и следовало ожидать, обещания упразднить транспортный налог при этом остались только на бумаге. На прошедших выборах автомобилисты, к сожалению, не смогли или не захотели показать себя как политическая сила, поэтому власть продолжает делать то, что считает нужным, не считаясь с чьими-либо интересами».