15 April 2019, 13:06
Австралийский СПГ: кто на новенького?

Крупнейший в мире экспортер угля – Австралия – близок к тому, чтобы стать лидером в сфере производства и поставок на мировой рынок сжиженного природного газа. Это должно компенсировать «стране оззи» снижение доходов от торговли углем, который, по всем прогнозам, в ближайшие десятилетия будет терять свои позиции в мировой энергетике. О развитии индустрии СПГ в Австралии — в материале журнала «Газпром».

Но австралийская волна СПГ рождается в муках. Ввод всех проектов был сопряжен со срывами графиков и многомиллиардным перерасходом средств на их реализацию. Более того, на рынке Австралии наблюдались многократный рост цен на газ и даже периоды дефицита ресурсов для внутренних потребителей, потребовавшие вмешательства государства.

Союз угля, железа и газа

Австралийский экспорт исторически базируется на двух китах: угле и железной руде. В конце прошлого десятилетия в объемах доминировал уголь, большую часть текущей декады – сырье для выплавки чугуна и стали. Их совокупная доля с 25% в 2007/08 фискальном году (он в Австралии длится с июля по июнь) от экспортных доходов страны выросла до 39% в среднем за последние десять лет. Газ десять лет назад играл незначительную роль, принося в экспортный баланс Зеленого континента всего 3% доходов. Но по итогам фискального года 2017/18 доля газа выросла до 10%, а в физическом выражении увеличилась в 5,2 раза до $24 млрд. Теперь уголь, железо и газ обеспечивают почти половину экспортных доходов Австралии. И при этом за последние десять лет на эти сектора пришлись три четверти прироста выручки от внешних продаж. Но были и тревожные звоночки. В последний кризис 2014–2015 гг. падение цен на сырьевые товары и снижение объемов привело к тому, что австралийская выручка от экспорта угля и железной руды обвалилась на 75%, или на $44 млрд. В то же время долларовые доходы от СПГ за этот же период сократились лишь на 19%.

Австралийская волна СПГ

Первые две линии по сжижению природного газа были построены в Австралии 30 лет назад в рамках проекта North West Shelf. Начальная мощность завода составила 4 млн т. Через три года австралийская Woodside (оператор проекта) ввела еще одну линию, а в 1995 г. за счет мероприятий по оптимизации работы производительность каждой линии была увеличена еще на 0,5 млн т. В первой декаде 2000-х гг. были построены еще две линии, которые с учетом оптимизации могут производить более 9 млн т в год. Кроме того, американская ConocoPhillips с партнерами организовали еще один небольшой проект на северном шельфе Австралии – Darwin LNG на 3,7 млн т. К концу прошлого десятилетия австралийские мощности достигли 20 млн т в год, что позволило стране закрепиться во втором эшелоне крупнейших экспортеров СПГ в компании Индонезии, Малайзии и Нигерии, но далеко позади от лидера – Катара.

Однако с конца 2009 по начало 2012 гг. были приняты инвестиционные решения по семи проектам так называемой австралийской волны сжиженного газа, которая должна была накрыть рынок и к 2015–2017 гг. сделать Австралию лидером по экспорту СПГ. Общая мощность новых заводов должна была превысить 61 млн т. Кроме того, в 2012 г. Woodside запустила проект-предвестник новой волны – Pluto LNG – на 5 млн т, решение по инвестициям в который было принято чуть раньше. Таким образом, после ввода всех линий австралийцы (около 87 млн т в год) должны догнать и перегнать Катар (77 млн т).

Но путь в лидеры индустрии оказался на удивление тернистым, очень проблематичным и для бизнеса, и для репутации операторов и инвесторов проектов, среди которых были практически все крупнейшие нефтегазовые гиганты США и Европы. Следует отметить, что новые проекты можно условно разделить на две группы: на севере и северо-западе строились мощности по сжижению газа, добываемого на шельфе Австралии, а на относительно густонаселенном северо-востоке – СПГ-заводы на ресурсной базе месторождений метана угольных пластов. Это и предопределило характер их основных проблем.

Неконтролируемый рост расходов на западе

Казалось, что опыт уже функционировавших North West Shelf и Darwin LNG должен помочь инициаторам шельфовых проектов. Однако они испытывали большие проблемы со сроками ввода мощностей и особенно с планированием инвестиций. Pluto LNG задержался на два года, а смета в процессе реализации возросла на 25%. Крупнейший из строившихся в рамках этой волны австралийский проект – Gorgon (три линии на 15,6 млн т в год) – задержался более чем на два года, а бюджет взлетел на 46%. Пикантность ситуации придавал тот факт, что оператором и основным акционером выступала американская Chevron, а ее партнерами – американская ExxonMobil и англо-голландская Shell. И этот цвет мировой нефтегазовой индустрии допустили рост затрат на $17 млрд.

Другой проект под руководством Chevron (правда, без основных конкурентов) был спланирован чуть лучше. Его стоимость выросла на 17%, а задержка составила всего год. Не избежал аналогичных проблем и инновационный проект Shell по строительству «первого в мире» плавучего завода по сжижению газа – Prelude LNG. Проект задержался более чем на два года. В результате в Малайзии и Камеруне успели ввести более мелкие плавучие СПГ-заводы. Затраты тоже возросли с $10 млрд до $13 млрд, сделав этот проект самым дорогим в мире в расчете на производительность тонны СПГ (более $3,6 тыс. за тонну). Правда, справедливости ради нужно отметить, что судно также будет отгружать не только 3,6 млн т СПГ, но и 1,3 млн т конденсата и 400 тыс. т СУГ. К тому же Shell планирует через 25 лет, когда запасы этого месторождения будут истощены, использовать судно на каком-то другом проекте.

Фото: ABC News

Впрочем, все эти достижения перекрыл проект Ichthys LNG, который еще не полностью запущен (там строится вторая очередь). При проектной мощности 8,9 млн т в год его капитальные затраты уже превысили $45 млрд, хотя изначально его стоимость оценивалась в $20 млрд. Оператором и основным акционером проекта является японская INPEX, а ее партнером – французская Total. Изначально партнеры делили капитал 70:30, но в конце прошлого года после очередного увеличения капвложений договорились, что французы продадут партнерам 4%, сохранив чуть больше блокирующего пакета.

Меры по ограничению экспорта на востоке

Проекты на восточном побережье стали продуктом пресловутой сланцевой революции. И хотя речь идет не о сланцевых формациях, а о метане угольных пластов, именно развитие технологий направленного бурения и фрекинга позволили повысить эффективность добычи природного газа в традиционных для Австралии угольных бассейнах и экспортировать в сжиженном виде на мировые рынки. Все три завода были запущены в 2015–2016 гг. и не испытывали таких больших проблем с расписанием, как их шельфовые собратья. На востоке задержки исчислялись месяцами, а не годами. Однако избежать значительного перерасхода им все же не удалось. Самые большие проблемы в этом смысле возникли у пионера – Queensland Curtis LNG, который запустил BG, позднее поглощенный Shell. Рост бюджета здесь составил 58%. Проекты Australia Pacific LNG и Gladstone LNG, которые возглавляют австралийские компании (Origin Energy и Santos соответственно), пересматривали программы вложений не так радикально. Стоимость первого возросла на 24%, второго – на 35%. В общей сложности СПГ-проекты на востоке Австралии мощностью около 25 млн т в год обошлись в $70 млрд, хотя изначально на них планировали потратить $51 млрд.

Фото: ABC News

Впрочем, увеличением затрат здесь дело не обошлось. Появление экспортных проектов взвинтило цены на газ на внутреннем рынке. К примеру, AP LNG в год запуска продавала газ для внутренних потребителей по $55 за 1 тыс. куб. м, во втором полугодии 2018 г. цена выросла почти в 2,6 раза (до $140 за 1 тыс. куб. м). Кроме роста цен проявилась существенная угроза дефицита газа на внутреннем рынке. На достаточно густонаселенном восточном побережье возникла конкуренция за ресурсы между внутренним рынком и экспортерами, которые не только сами добывают газ по собственным лицензиям, но и покупают у независимых производителей. И экспортеры были успешнее. Во-первых, им надо было исполнять жесткие контракты под угрозой штрафных санкций. Во-вторых, экспортная цена примерно вдвое выше внутренней. Дефицит заставил вмешаться правительство, которое в 2017 г. приняло специальный законодательный акт, позволяющий вводить ограничения на экспорт в случае угрозы нехватки газа для собственных потребителей. И теперь экспортеры ежегодно подписывают с правительством рамочное соглашение, в котором обязуются в случае появления дефицита на внутреннем рынке в приоритетном порядке снабжать местных потребителей «на разумных условиях». Пока формально ограничения на экспорт не вводились, но СПГ-заводы на востоке пока так и не вышли на проектную мощность. И если Queensland Curtis и AP LNG работают примерно на 90%, то Gladstone последние два года загружена всего на 65–70%.

Уроки Зеленого континента

В 2018 г. Австралия экспортировала около 69 млн т СПГ. Многие эксперты ожидают, что в 2019 г. австралийские проекты могут вплотную приблизиться или даже обойти Катар по объемам поставок, хотя, скорее всего, это произойдет только в последний год декады из-за известных проблем с вводом Ichthys и загрузкой восточных проектов. Но итоги этого рывка в лидеры противоречивы. Изначально ожидалось, что эта грандиозная стройка обойдется в $160 млрд, а итоговый счет превзойдет самые мрачные оценки – более $230 млрд. И даже считающиеся эталоном по контролю за затратами и экономической эффективности компании ничего с этим поделать не смогли. Как правило, основными причинами раздувания смет называют проблемы с квалифицированной рабочей силой, сложные условия (шельф), состав газа (к примеру, на проекте Gorgon пришлось строить инфраструктуру для выделения и обратной закачки в пласт СО2), инновационные технологии. Бывший шеф Chevron Джон Уотсон признал, что компания при принятии инвестиционного решения не уделила должного внимания проектированию и планированию работ. «Мы должны заранее проверять каждый аспект этих проектов, потому что мы оказываемся на их крючке независимо от того, какой контракт мы подписываем», – сказал он.

www.vestifinance.ru

 

Прогноз ценовых колебаний с 15 по 19 апреля 2019

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Shell начинает добычу нефти на новом месторождении в Мексиканском заливе совместно с Chevron
Shell Plc начала добычу нефти на плавучем объекте «Whale» в Мексиканском заливе, который, как ожидается, достигнет ежедневного пика добычи в 100 000 баррелей нефтяного эквивалента.
Совокупный ущерб от подрыва «Северных потоков» исчисляется миллиардами (Видео)
Совокупный ущерб от подрыва «Северных потоков» исчисляется миллиардами, об этом заявил депутат бундестага от партии «Альтернатива для Германии». По словам Райнера Ротфуса, экономика ФРГ страдает, власти при этом не разрешают поставлять газ из России по уцелевшей ветке газопровода. Политик считает, что санкции Европейского союза вредят больше Берлину, чем России.