05 February 2019, 10:40
12 дней борьбы. Что произошло с нефтью после восстания в Венесуэле
После смены власти в Венесуэле нефть начала дорожать, а американские власти ввели запрет на покупку углеводородов у местных компаний. Аналитики оценили, как это скажется на котировках Chevron, Schlumberger и Baker Hughes
С начала государственного переворота в Венесуэле прошло 12 дней. Все это время парламентский лидер Хуан Гуаидо называет себя президентом и пытается сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Ему мешает Николас Мадуро, формально сохраняющий за собой президентский пост по результатам выборов. Результаты этих выборов не признали многие венесуэльцы, местный парламент и даже другие страны.
Мадуро может остаться у власти, если удержит контроль над деньгами, поступающими от продажи нефти, считают аналитики. Этому могут помешать США, которые ввели ограничения на закупку нефти у венесуэльских поставщиков.
Санкции угрожают поставкам более 500 тыс. барр./сутки венесуэльской нефти в США, подсчитали в The Wall Street Journal. Венесуэла — второй по величине источник импорта нефти для Соединенных Штатов. И хотя за последнее десятилетие поставки нефти в США упали примерно наполовину, американским производителям будет нелегко заполнить образовавшийся пробел.
Как пострадает американский бизнес
В январе в США добывали в среднем 11,8 млн барр./сутки — это новый рекорд для местной нефтепромышленности. Особенность этого достижения в том, что американские сланцевые компании производят малосернистую нефть. Легкой малосернистой нефти в США действительно предостаточно — в отличие от тяжелых сортов, которые закупаются в Венесуэле.
Для производства бензина и дизеля необходимы оба сорта нефти. Дефицит плотных сортов из Южной Америки провоцирует недозагруженность американских заводов и снижение топливного производства. Первыми пострадали Citgo Petroleum и Valero Energy. крупнейшие импортеры венесуэльской нефти. Под ударом оказались и Chevron с PBF Energy. С 2012 года объем нефти, переработанной на заводах США, вырос с 15 млн барр. до почти 17 млн барр. Значительную часть добавленного объема ввозили из Венесуэлы.
«В условиях действия нефтяного эмбарго НПЗ крупных американских компаний окажутся изолированы от венесуэльского сырья, под которое эти заводы уже «заточены» технологически, — обрисовал ситуацию главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. — В результате перед компаниями первостепенной задачей станет либо поиск альтернативных источников поставок для поддержания своей оперативной деятельности, либо поиск «обходных» путей по продолжению закупок нефти из Венесуэлы».
На следующий же день после ведения санкций в Valero заявили, что более не будут покупать нефть в Венесуэле. Компания задействовала альтернативные варианты и начала искать пути максимизировать использование более легкой и менее сернистой нефти, заявил старший вице-президент Valero инвесторам.
Куда двинется нефть
Санкции США обострили и без того ухудшившуюся ситуацию с предложением тяжелой нефти. В Венесуэле добыча с 2014 года упала на 45%. По прогнозу Barclays Capital, из-за политических неурядиц производство нефти в стране ко второму кварталу 2019 года может сократиться еще на 700 тыс. барр./сутки, до 350 тыс. барр./сутки.
В Канаде — другом крупном производителе этого сорта нефти — недостаточная развитость трубопроводной инфраструктуры побудила правительство страны заставить частные компании сократить добычу. В Мексике и Саудовской Аравии добыча также упала.
«В краткосрочном периоде ситуация может оказаться довольно серьезной, — отметил директор отдела исследования нефтяного рынка в Morningstar Inc. Сэнди Филден. — Цены на тяжелые сорта нефти взлетят вверх как только проявится дефицит».
Со времени введения санкций цены на Brent выросли на 4,7%, западнотехасский сорт WTI подорожал на 5%. «Санкции США против венесуэльской государственной нефтяной компании PdVSA подняли цены на североамериканские марки (в том числе WTI) не в последнюю очередь из-за того, что нефтеперерабатывающим заводам в США пришлось переходить на другие источники тяжелой нефти, например, Mars в Мексиканском заливе и Western Canadian Select», — отметил главный стратег по сырьевым рынкам Saxo Bank Оле Хансен.
Эксперты отмечают, что в этих условиях прогнозирование цен на нефть затрудняется из-за неопределенности дальнейшего развития ситуации в Венесуэле. «В зависимости от исхода политического кризиса ценовая реакция на недавние изменения в большей степени неопределенна в среднесрочном периоде, чем в краткосрочном, поскольку изменения в динамике добычи, даже к 2021 году, могут варьироваться более чем на 1 млн барр./сутки», — считают в Barclays Capital.
Что будет с американскими компаниями в Венесуэле
Американские компании смогут продолжить работу в Венесуэле до 27 июля 2019 года. Министерство финансов США выдало специальные временные лицензии Chevron, Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и Weatherford International. Это сохранит американцам временный доступ к венесуэльской нефти. А вырученные Венесуэлой деньги будут поступать на заблокированные счета в США.
По мнению экспертов, санкции мало повлияют на американскую энергетическую компанию Chevron.
«Санкции в отношении импорта венесуэльской нефти могут привести к росту затрат на переработку нефти для компаний Chevron и Schlumberger. Речь идет о расходах, связанных с поиском новых поставщиков, — полагает аналитик «Фридом Финанс» Ален Сабитов. — К тому же в краткосрочной перспективе санкции могут привести к снижению производства нефти и нефтепродуктов. Несмотря на возможность продолжения работы в стране компании лишаются возможности прямой оплаты нефти в Венесуэлу, что уже отражается в задержках поставок нефти».
В то же время для Chevron снижение импорта из Венесуэлы не окажет существенного влияния в силу относительно низкой доли импорта из этой страны, уверен аналитик. Компания импортирует из Венесуэлы меньше 2% от собственного глобального объема производства, порядка 50 тыс. барр./сутки.
«На наш взгляд, в течение ближайших шести месяцев влияние политического кризиса будет условно нейтральным», — поддержал коллегу главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.
В отношении нефтесервесных компаний Baker Huhges и Schlumberger риски имеют большую степень ограниченности — компании, вероятно, так или иначе смогут продолжать работу как на основе продлеваемых временных лицензий, так и с помощью использования механизмов SPV, уверен Антон Покатович.
Из 23 аналитиков, опрошенных Refinitiv, 18 рекомендуют покупать акции Chevron, пять человек советуют держать. Целевая цена, согласно консенсус-прогнозу, составляет $138,93, что предполагает потенциал роста 17,37%.
Консенсус Refinitiv рекомендует покупать акции Schlumberger, ожидая, что за ближайшие 12 месяцев они подорожают на 20,85%, до $53,85. Из 23 опрошенных аналитиков 21 советует покупать, 15 держать. Большинство экспертов также рекомендуют покупать акции Baker Hughes. Целевая цена, согласно консенсус-прогнозу, составляет $31,25 что предполагает потенциал роста котировок на 29,45%.
Прогноз ценовых колебаний с 4 по 8 февраля 2019