18 November 2010, 13:00
«Росморпорт» представил стратегию развития портовой инфраструктуры до 2030 г
ФГУП «Росморпорт» представило концепцию стратегии развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 г.
Для соответствия торговым и транспортным потребностям страны морские порты России должны подготовить конкурентоспособную на международном уровне портовую инфраструктуру и развить профессиональную систему управления портами. Потребность в национальной стратегии развития морской портовой инфраструктуры России сегодня очевидна. Такой документ ФГУП «Росморпорт» намерено детально проработать в первом полугодии 2011 г. Сегодня на рассмотрение отраслевого сообщества вынесена концепция будущей стратегии, то есть ее основная идея.
Предполагается, что стратегия будет иметь три горизонта планирования: краткосрочный прогноз (2015 г, конкретный план действий), среднесрочный прогноз (2020 г) и долгосрочный прогноз (2030 г).
Стратегия охватывает 4 портовых бассейна (Западный, Южный, Дальневосточный, Северный) и 6 типов транспортных потоков (контейнеры, генеральные грузы, навалочные грузы, наливные грузы, Ро-Ро, пассажиры).
Документ определит стратегические направления для размещения портовой инфраструктуры: подходные каналы, причальные стенки, земля, наземная инфраструктура. Кроме того, будут регламентированы операции в морском порту, дополнительные услуги, в том числе экологические.
Наиболее перспективные места расположения морских терминалов будут выбраны на основе их потенциала. Основными критериями для их размещения станут предложения транспортных маршрутов с самыми низкими общими транспортными издержками. В частности, будут учтены ставки морского фрахта, стоимость перевалки груза в портах, стоимость транспортировки по наземной инфраструктуре (авто и ж/д), время и стоимость ожидания и его стоимость при пересечении границы, а также премия за риск для иностранных государств.
Основным принципом для размещения портовых мощностей должно стать превышение предложения над спросом. С учетом прогнозируемых показателей транспортной стратегии России до 2030 г, ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 г)», подпрограммы «Морской транспорт» и умеренно-оптимистического сценария роста грузооборота портов страны, предложенного Академией народного хозяйства (один из разработчиков стратегии), на рассматриваемый период разница между спросом и предложением на портовые мощности будет варьироваться в пределах 100 млн т. В частности, к 2015 г при грузообороте 600-750 млн т совокупная мощность морских терминалов составит 950 млн т; к 2020 г при прогнозируемом грузообороте 700-900 млн т предложение составит 950 млн т; к 2030 г при спросе 1-1,1 млрд т предложение портовой инфраструктуры – 1,2 млрд т.
ФГУП «Росморпорт» — одно из крупнейших инфраструктурных предприятий России. На предприятии работают 4,6 тыс. сотрудников в 16 субъектах РФ. Компания осуществляет деятельность в российских портах и обладает самым крупным в мире ледокольным флотом.