Запасы газа в США. EIA (U.S. Energy Information Administration). Данные на 09.11.2017
Газовый тупик Туркмении: что найдет Ашхабад в объятиях Пекина.
Россия вряд ли согласится на транзит туркменского газа в Европу и страны СНГ. Не толкнет ли это Ашхабад окончательно в объятия Пекина? Сегодня китайцы являются крупнейшими инвесторами нефтегазового комплекса Туркмении и уже изъявили желание помогать стране строить газопроводы в Индию и Азербайджан. Эксперты при этом говорят, что Ашхабад оказался сейчас, скорее, не перед новыми возможностями, а в глухом газовом тупике.
На прошлой неделе на Международной конференции «Нефть и газ Туркменистана-2017» в Ашхабаде временно исполняющий обязанности главы «Туркменгаза» Мырат Арчаев заявил, что страна готова поставлять газ в страны СНГ и Восточной Европы через Россию — по газопроводу «Средняя Азия—Центр». «Имеется действующая система магистральных газопроводов в северном направлении, по которой Туркменистан исторически экспортировал природный газ в Россию и другие страны СНГ. В случае достижения взаимоприемлемых договоренностей с покупателями и странами транзитерами, данный газопровод потенциально может быть задействован для осуществления поставок природного газа из Туркменистана в страны СНГ и Восточной Европы», — заявил руководитель газовой компании.
«Туркмения пытается использовать любую возможность, чтобы продать свой газ. При этом российский вариант вряд ли возможен. „Газпром“ не согласится быть транзитером для конкурента», — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. По его словам, у «Газпрома» не полностью загружены собственные мощности и он был рад разорвать с прошлого года контракт на покупку туркменского газа. Он действовал с 2009 года и предполагал ежегодную закупку до 30 млрд. газа по цене почти $ 300 за тысячу кубометров. Когда же мировые цены на газ снизились, Туркмения отказалась пересматривать условия контракта. В результате «Газпром» самостоятельно снизил цены на газ, подал иск в Стокгольмский арбитражный суд, а с 1 января 2016 года вообще прекратил закупки. Ашхабад в ответ заявил, что «Газпром» не в состоянии платить долги.
Неуступчивость Ашхабада привела и к прекращению в этом году поставок газа в Иран. Суть спора — снова цена на газ. Зимой 2007−2008 года по северу Ирана ударили сильные морозы и Тегеран вышел за лимиты, а Туркмения в этой ситуации установила новые цены на газ. Они выросли в 9 раз — с $ 40 до $ 360 за тысячу кубометров. В итоге, Ашхабад требует с Тегерана дополнительные $ 1,8 млрд, а с января этого года из-за неоплаты начал снижать поставки.
Сегодня Туркмения поставляет немного газа в Азербайджан через Иран, а главным импортером «голубого топлива» остался только Китай. По словам Игоря Юшкова, Туркмения оказалась в сложной ситуации, так как многочисленные китайские кредиты отдает из прибыли за экспорт газа в Китай и ей нужны новые потребители. Уход же России и Ирана вкупе с низкими ценами на энергоносители сильно ударили по бюджету страны. Из-за падения экспортных доходов Туркмении не хватает денег на собственные нужды и в ноябре Ашхабад в 25 раз повысил тарифы на сверхлимитное потребление воды в 7,5 кубометра на человека.
По сообщению статистической службы EIA запасы газа в США на 09.11.2017 составили 3 799 млрд. куб. футов. За неделю запасы природного газа в хранилищах выросли на 15 млрд. куб. футов. По итогам недели рост запасов газа составил 0.4 процента.
Начало строительства трубопровода Nord Stream 2 с большой вероятностью будет отложено из-за возражений со стороны Дании, которая готовит поправки, закрывающие для проекта датские территориальные воды.
Как сообщает Platts, об этом в среду на газовой конференции в Милане сообщил Пол Коркоран — главный финансовый директор зарегистрированной в Швейцарии Nord Stream 2 AG (100-процентная дочка «Газпрома»).
По словам Коркорона, препятствием для стройки станет законопроект, который готовится парламентом Дании. Он расширит перечень оснований, по которым датское правительство сможет отказывать в разрешении на строительство в своих территориальных водах: к экологическим рискам добавятся соображения национальной безопасности.
По сведения источников EuroObserver, законопроект поддерживают как правительство Дании, так и основные оппозиционные партии; он будет принят в ноябре и вступит в силу в январе 2018 года.
Читайте также: Добыча, импорт, экспорт нефти. США. EIA (U.S. Energy Information Administration) на 08.11.2017