Сбербанк. Еженедельный обзор на 04 сентября 2017 года
Новости глобальной экономики. 28 августа — 3 сентября 2017 года.
■ Волатильность нефтяного рынка низкая. Urals к пятнице $52,1/барр.
■ На рынке металлов пока продолжается рост
■ Рубль подорожал до 57,5 руб./$
■ Минфин России разработал проект регулирования криптовалют
Волатильность рынка нефти на прошедшей неделе была низкой, цены находились в узком диапазоне $51-52/барр. Средняя цена марки Urals составила $51,5/барр., что практически не отличается от средней цены на предыдущей неделе ($51,6/барр.). По данным EIA, запасы нефти в США за неделю сократились на 5,4 млн. барр., в очередной раз обновив минимум объёмов с начала года. Несмотря на позитивные для рынка данные по запасам, свою лепту в динамику цен внёс ураган «Харви». Он привёл к временному закрытию ряда НПЗ и сокращению спроса на нефть. Некоторые нефтедобывающие компании (сланцевое месторождение Eagle Ford и Мексиканский залив) приостановили работу части мощностей, что может отразиться в данных на будущей неделе. Urals к пятнице — $52,1/барр.
На рынке металлов пока продолжается рост, обусловленный планами Китая закрыть часть производственных мощностей. Котировки цинка на прошедшей неделе вновь обновили максимум с 2010 г.
Рубль укрепился за прошедшую неделю: средний курс 58,3 руб./$ против 59 руб./$ неделей ранее. В частности, в пятницу рубль подорожал до 57,5 руб./$. Евро вновь немного подорожал к доллару, средний курс за неделю 1,19. Индекс ММВБ в плюсе, как и фондовый рынок США.
Индийская биржа Indian Commodity Exchange (ICEX) первая в мире начала торговлю фьючерсами на алмазы.
Минфин России предложил считать криптовалюту финансовым активом и регулировать как «иное имущество». Разрешаение покупать и продавать криптовалюту на бирже Минфин предлагает предоставить только квалифицированным инвесторам. Последним соотвествующий статус должен предоставляться Центральным Банком. Проект регулирования криптовалют планируется представить в правительство, после чего начнётся разработка нормативных правовых актов.
Еврозона
■ Инфляция еврозоны в августе ускорилась до 1,5%гг
■ Индекс экономических настроений указывает на ускорение роста экономики в еврозоне
■ Уверенность фирм в экономике Великобритании снижается
■ Франкфурт может стать новым финансовым центром Европы
В августе инфляция разогналась с 1,3%гг до 1,5%гг, преимущественно за счет энергетики (+4%). Базовая инфляция не изменилась и составила 1,3%. Рост экономики в 3-4кв, скорее всего, окажет дополнительное давление на инфляцию. Но ожидать 1,5%гг к концу года пока не стоит. Очень вероятно, что ЕЦБ постарается отложить сворачивание QE. Однако места для маневра у него осталось мало. Правила ЕЦБ запрещают ему покупать более 33% находящихся в обращении облигаций каждой из стран еврозоны. В связи с этим, облигации Германии, скорее всего, станут для него недоступными уже в феврале следующего года, а гособлигации Португалии, Нидерландов и Ирландии — следующей весной.
В августе индекс экономических настроений (ESI) еврозоны достиг самого высокого уровня за последние 10 лет. Росту способствовало улучшение ожиданий в промышленности (+0,6) и сфере услуг (+0,7). Уверенность потребителей в целом остается стабильной (+0,2). Таким образом, ESI также как и PMI указывает на ускорение роста экономики в еврозоне в 3-4кв 2017 года.
В июне безработица в Великобритании достигла 42-х летнего минимума и составила 4,4% (4,5% в мае). Однако бум на рынке труда не помог укрепить уверенность фирм в экономике страны. Согласно репорту REC индекс уверенности работодателей в августе перешел в отрицательную зону и составил -3% (+6% в июле). Более того, высокая неопределенность, связанная с выходом Великобритании из ЕС, стала причиной оттока немецких инвестиций из страны.
Франкфурт может стать новым финансовым центром после Brexit. Намерение Великобритании покинуть ЕС побудило инвесторов искать новый финансовый центр, который позволит им без лишних затрат и торговых барьеров работать в ЕС. Так, Morgan Stanley, Citigroup и JP Morgan заявили, что они готовы перенести свою торговую базу во Франкфурт. Исследование, проведенное главой города, показало, что в этом случае количество банкиров и финансистов во Франкфурте может вырасти на 10,000 человек, а количество дополнительных рабочих мест (таксисты, строители и т.д.) — на 41,000.
Россия
■ МЭР улучшило экономический прогноз до 2020 года
■ Расширенный бюджет в 2017 году вышел в профицит, но может вернуться в отрицательную зону к концу года
■ Дефицит федерального бюджета снизился до 0,8% ВВП
МЭР улучшило экономический прогноз до 2020 года. В новом базовом сценарии рост ВВП в 2017 году повышен с 2% до 2,1%, в 2018-2020 годах — с 1,5% до 2,1-2,3%. При этом ожидаемая средняя цена на нефть марки Urals в 2017 году выросла с $45,6/барр до $49/барр. Главное отличие новой версии прогноза — рост инвестиций. По мнению МЭР именно инвестиционная активность будет способствовать росту ВВП. Апрельский прогноз предполагал рост инвестиций в основной капитал около 2%гг до 2020 года включительно. В новом прогнозе инвестиции в 2017 году вырастут уже на 4,1%, а в 2018-2020 годах — на 4,7%-5,7%. Текущие данные действительно показывают неожиданно быстрый скачок инвестиций в 2017 году, но он во многом поддержан крупными гос. проектами (Сила Сибири, Крымский мост). Поэтому ожидания министерства на ближайшие годы могут оказаться слишком оптимистичными.
Профицит бюджета расширенного правительства по итогам января-июля составил 0,6%ВВП против -1,8%ВВП годом ранее. Напомним, расширенным бюджетом называется консолидированный бюджет РФ и внебюджетных фондов. Бюджет находился в дефиците с 2013 года, а в 2015-2016 годах дефицит и вовсе взлетел с 1,2% до 3,8%ВВП. Переход к профициту вызван резким ростом доходов на 2пп до 34,4%ВВП как за счет нефтегазовых (+1,1пп до 6,6%ВВП), так и ненефтегазовых поступлений (+0,9пп до 27,8%). Расходы снизились на 0,5пп до 33,8%ВВП. Июльская статистика по направлениям расходов пока недоступна. Но данные по первому полугодию показывали заметное сокращение расходов на оборону и безопасность (- 0,5пп и -0,2пп), здравоохранение (-0,4пп) и образование (-0,1пп). Поддержал общий уровень расходов быстрый рост ассигнований на социальную политику (+0,8пп). Отметим, что использование средств в течение года происходит очень неравномерно. Как правило, на пять последних месяцев года приходится половина всех трат, так как в декабре осваиваются 18-20% годового бюджета. Поэтому по итогам года профицит расширенного бюджета может снизиться вплоть до отрицательных значений.
Дефицит федерального бюджета по итогам января-июля снизился до 0,8%ВВП против 3,1%ВВП годом ранее. Снижение дефицита произошло благодаря росту доходов (+1,6пп до 16,7%ВВП) и сокращению расходов (- 0,7пп до 17,6%ВВП). При этом расходы также были снижены за счет ассигнований на оборону, безопасность и здравоохранение. По итогам года Минфин ожидает расширение дефицита до 2%ВВП.