28 November 2017, 00:04
Отчет по открытому интересу. Brent. Биржа ICE на 27.11.2017.
Амбициозные планы Азербайджана трещат по швам. Европе, вероятно, придётся вновь договариваться с Россией.
В начале 1990-х годов в Азербайджане, как, впрочем, и ряде других прикаспийских государств, были сделаны официальные заявления о наличии гигантских запасов углеводородов, которые тогда оценивались более чем в 10 млрд тонн.
Западные инвесторы, соблазнённые заманчивыми перспективами, вложили в разведку контрактных территорий свыше 1 млрд долларов. В сентябре 1994 года был заключён «контракт века» о совместной разработке трёх нефтяных месторождений – Азери, Чираг и Гюнешли (АЧГ– примерно 80% текущей добычи и 5/7 запасов) в азербайджанском секторе Каспийского моря.
Соглашение о разделе продукции (СРП) сроком до 2024 года с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) подписали 11 иностранных компаний. К 2000 году было заключено 20 контрактов по освоению каспийских месторождений азербайджанского сектора, из них 12 офшорных. К реализации этих проектов привлечено свыше 30 компаний из 14 стран.
Для транспортировки нефти и газа в рамках СРП были построены нефтепроводы Баку – Супса (1999 год), Баку – Тбилиси – Джейхан (2006 год), газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум (2006 год). Несмотря на то что геологоразведка в стране велась достаточно активно, новых крупных месторождений обнаружено не было.
От 11 перспективных морских СРП осталось лишь два открытых ещё в советское время месторождения: блок Азери – Чираг – Гюнешли (1 млрд тонн нефти и 240 млрд м3 газа) и Шах-Дениз (1,2 трлн м3 газа и 240 млн тонн конденсата). В результате интерес иностранных инвесторов к азербайджанским углеводородам упал. Отметим, что среди 300 компаний-участниц выставки «Нефть и газ Каспия – 2017» не нашлось ни одного инвестора – все оказались поставщиками товаров и услуг.
За прошедшую неделю открытый интерес вырос на 7 тысяч контрактов. Объем вовлеченных в торговлю контрактов составляет 149 516 штук. Текущее положение дел на рынке таково, что деньги в течение прошлой недели приходили на рынок поддерживая тенденцию.
Открытый интерес производителей вырос на 6 тысяч контрактов. Объем контрактов, направленных как правило на хеджирование, составляет 38 343 штуки. Деньги производителей в течение прошлой недели приходили на рынок поддерживая тенденцию.
Открытый интерес управляющих активами без учета объема торговцев занимающих противоположные позиции по фьючерсным контрактам с разной датой экспирации вырос на 3 тысячи контрактов. Объем контрактов, направленных как правило на спекуляции, составляет 35 057 штук. Деньги управляющих в течение прошлой недели приходили на рынок поддерживая тенденцию.
За прошедшую неделю разница между OI производителей и OI управляющих выросла на 2 977 контрактов. Разница между длинными позициями производителей и управляющих сократилась на 2 605 контрактов. Разница между короткими позициями производителей и управляющих выросла на 5 790 контрактов.
Нигерийская государственная нефтяная компания начала инвестировать в возобновляемые источники энергии. В штате Кебби, на северо-востоке Нигерии, будет построен биоэтаноловый завод, мощностью 84 миллиона литров, производимого из маниока и сахарного тростника.
Ранее, компания уже подписала контракт со штатом Ондо, чтобы использовать маниоку как топливо на биоэтаноловом заводе. По словам управляющего директора, Maikanti Baru, в проект будут идти зарубежные инвестиции.
Идея развивать биотопливную промышленность была озвучена правительством Нигерии еще в феврале, одновременно было решено создать фонд развития биотопливной промышленности.
Чтобы стимулировать промышленность, правительство Нигерии создало налоговые льготы и предоставило доступность частным компаниям, занимающимся выращиванием сельскохозяйственных культур для производства биотоплива. Компаниям пообещали освобождение от импортных пошлин в течение первых пяти лет, а также расходов, связанных с материалами, заводами и машинами, участвующими в производстве биотоплива.
Нигерия сильно зависит от доходов от экспорта нефти, и, как и другие производители, она сильно пострадала от последнего падения цен на нефть. Однако падение стимулировало инициативы по диверсификации экономики. На данный момент Нигерия отстает от других крупных производителей, но две сделки по биотопливу показывают, что она не сдается, несмотря на рост добычи и повышение цен на нефть.
Ветер и солнечная энергия также находятся в центре внимания, когда речь заходит о диверсификации энергетики. Западная африканская электроэнергетическая сеть страны слаба, и потребители зависят от импорта дизельного топлива в домохозяйства и бизнес. Тем не менее, появляются стартапы, предлагающие альтернативу дизелю. Иностранные компании, такие как финская Wartsila, объявила о заключении сделки на строительство крупнейшей в Нигерии фотоэлектрической энергетической установки мощностью 75 МВт.
Ирак не может восстановить участок магистрального нефтепровода (МНП) в Турцию и планирует построить новый участок от г Байджи до КПП Файш-Хабур у границ с Турцией и Сирией. Об этом Миннефти Ирака сообщило 26 ноября 2017 г.
Участок Байджи — Файш-Хабур является частью существующего трубопровода, который доставляет нефть из провинции Киркук в турецкий порт Джейхан. Старый нефтепровод на этом участке оказался сильно поврежден в результате регулярных атак террористов Исламского государства (ИГ, запрещена в России). В настоящее время ситуация не позволяет провести работы по восстановлению нефтепровода.
В связи с этим Ирак выбрал новый маршрут нефтепровода, который станет альтернативой имеющемуся. Глава Миннефти Ирака Д. аль-Лаиби распорядился подготовить документы для выполнения этого проекта в рамках концессионного соглашения по схеме «строительство-передача-управление» (Build-Transfer-Operate, BTO). По планам министерства, компании будут приглашены участвовать в нем в ближайшее время.
Ирак и раньше думал о восстановлении нефтепровода для поставок нефти в Джейхан в обход территории Иракского Курдистана, через провинции Салах-эд-Дин и Найнава. Но этот проект получился бы слишком дорогим.
Серьезные проблемы с транспортировкой иракской нефти на экспорт возникли после того как в Иракском Курдистане прошел референдум о независимости. К референдуму в 1-стороннем порядке присоединился Киркук, не входящий в состав Иракского Курдистана. Центральные власти Ирака в октябре 2017 г провели силовую операцию, установив контроль над нефтеносной провинцией Киркук. Вот только экспорт нефти по МНП Киркук — Джейхан продолжают контролировать курды.
Большая часть принцев-взяточников и миллиардеров Саудовской Аравии, арестованных по обвинению в коррупции, согласилась отдать внушительную часть своих богатств в обмен на свободу, сообщает издание The New York Times.
По словам молодого и амбициозного саудовского наследного принца Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда, который, как отмечают эксперты, активно расчищает себе место для будущего восшествия на трон, в 2015 году власти решили собрать доказательства о коррупции на самом верху. В итоге получился очень даже внушительный список, в который вошли примерно 200 высокопоставленных лиц Саудовской Аравии.
«Мы показали им все документы, которые у нас имеются. И после того, как они познакомились с ними, 95% (подозреваемых в коррупции лиц – ред.) решились на досудебное урегулирование», — заявил Мухаммед бен Сальман Аль Сауд,отметив, что большинство обвиняемых все-таки выразили желание передать часть своих материальных средств или долю в принадлежащих им компаниях в обмен на свободу, а 4% хотят доказать свою невиновность в суде. Правда, по словам принца, был еще 1% лиц, обвиняемых в коррупции, которых в итоге оказались-таки невиновными.
Также наследный принц отметил, что всего Саудовская Аравия в результате этих действий по”работе” с коррупционерами получила в казну около 100 млрд долл.
Всего в Саудовской Аравии были задержаны 11 членов королевской семьи, четыре действующих министров и десятки высокопоставленных «эксов». Среди них и аль-Валид бен Талал, являющийся племянником нынешнего саудовского короля.
Читайте также: Прогноз ценовых колебаний с 27 ноября по 1 декабря 2017