17 March 2022, 15:49
OPEC. Мировая экономика от 16 марта 2022
Мировая экономика
Исход событий, разворачивающихся в Восточной Европе, наряду с сохраняющейся обеспокоенностью по поводу COVID-19, похоже, существенно меняет структуру мировой экономики.
Краткосрочное воздействие на глобальный экономический рост явно будет отрицательным. Хотя оценка еще продолжается, российские и украинские экономики, вероятно, пострадают негативно, и остальная часть мировой экономики также будет серьезно затронута по целому ряду каналов. Во-первых, сильный рост цен на сырьевые товары подпитывает глобальную инфляцию, которая уже была на высоком уровне. Продовольственная инфляция, вероятно, станет проблемой для стран с низкими доходами. Более того, влияние на мировую торговлю и влияние украинского кризиса на поставку различных товаров, вероятно, создадут дополнительные узкие места в цепочке поставок.
Кроме того, ожидается снижение потребительских и деловых настроений не только в Европе, но и в остальном мире, если учитывать только инфляционное воздействие, уже вызванное конфликтом. Наконец, влияние на финансовые рынки стало заметным, и, по прогнозам, продолжающееся ужесточение финансовых условий продолжится. Прогноз роста ВВП на 2022 год остается неизменным по сравнению с прошлым месяцем и составляет 4,2%. Это следует за слегка пересмотренной в сторону повышения оценкой роста на 2021 год, которая сейчас составляет 5,7% по сравнению с 5,6% в предыдущем месяце.
Предположения о COVID-19 на 2022 год существенно не изменились по сравнению с прошлым месяцем. Ожидается, что в первом квартале 2022 г. новый подвариант Omicron окажет ограниченное негативное влияние на экономику. Но еще неизвестно, ухудшится ли ситуация с COVID-19 снова, что может привести к блокировкам и замедление мобильности, что повлияет как на экономический рост, так и на спрос на нефть. Следует снова принять во внимание некоторую сезонность, связанную с COVID-19, по отношению к четвертому кварталу 2022 года, аналогичную замедлению экономической активности в 2020 и 2021 годах. Многочисленные дополнительные факторы неопределенности, помимо текущего геополитического конфликта в Восточной Европе и проблем, связанных с COVID-19, продолжают бросать вызов уровням роста.
В основном, это сбои в цепочке поставок и нехватка рабочей силы в сфере услуг и особенно в логистике. Ожидается устойчивый рост инфляции наряду с ускоренным снижением ее темпов основными центральными банками. Это может привести к росту процентных ставок и, следовательно, к замедлению инвестиций. В этом отношении динамике глобального экономического роста может также угрожать высокий уровень государственного долга, который может стать серьезным бременем для финансового состояния многих стран. Факторы, которые могут уравновесить тенденцию к снижению, могут появиться в виде дополнительных мер налогово-бюджетного стимулирования, особенно в западных экономиках и Китае.
Таблица 3-1. Рост мировой экономики в 2021-2022, %
Хотя год начался на относительно прочной основе, последние события в Восточной Европе могут подорвать восстановление. Некоторое замедление распространения варианта COVID-19 Omicron стало заметно в начале года в США, Еврозоне, Японии и Китае. И хотя COVID-19 был главной темой в течение последних двух лет, украинский кризис определенно в значительной степени сформирует модель роста в 2022 году. Следствием конфликта также является рост инфляции, вызванный скачком цен на сырьевые товары. Конфликт затронул и другие области, в том числе рынки капитала, которые в последние недели испытали большие колебания; транспортные и логистические цепочки; и ужесточение глобального финансового положения, которое оказывает сдерживающее воздействие на динамику глобального роста. Следовательно, представители основных центральных банков вновь заявили о своей общей готовности продолжать сворачивать беспрецедентные меры денежно-кредитного стимулирования, предпринятые в ответ на пандемию COVID-19.
График 3-1. Мировая торговля
До того, как недавняя геополитическая напряженность начала сказываться на динамике глобального роста, последние показатели объема производства, индикаторы рынка труда и опережающие индексы указывали на модель устойчивого роста, особенно в странах с развитой экономикой. Изменения в мировой торговле также показали динамику основного восстановления мировой экономики. Объемы мировой торговли выросли на 7,1% в годовом исчислении в декабре после роста на 6,3% в годовом исчислении в ноябре и по сравнению с ростом на 5,7% в годовом исчислении в октябре, согласно индексу CPB World Trade Monitor, предоставленному Нидерландским бюро анализа экономической политики CPB. Торговля в стоимостном выражении выросла на 11,5% г/г в декабре после роста на 14,6% г/г в ноябре и 16,3% г/г в октябре.
Краткосрочные ожидания
Очень сложно всесторонне отразить краткосрочные глобальные экономические ожидания. Тем не менее, есть некоторые тенденции, которые кажутся относительно ясными на данный момент. Остальной мир столкнется с многочисленными побочными эффектами конфликта. Даже если в ближайшее время будет найдено решение украинского кризиса, ущерб, нанесенный экономическими неурядицами в первой половине 2022 г., будет явно ощущаться в течение всего 2022 г. Ожидается, что в первом квартале 2022 г. новый подвариант Omicron окажет лишь ограниченное экономическое влияние.
График 3-2. Индекс PMI
Индекс PMI вырос до 53,6 в феврале, по сравнению с 53,2 в январе. Показатели сектора услуг PMI в феврале составили 53,9 после уровня 51,0 в январе.
Таблица 3-2. Темпы роста мировой экономики, 2021-2022
Прогноз роста ВВП на 2021 год был пересмотрен с 5,6% до 5,7%. Все уровни роста ВВП в 2022 году остаются неизменными — 4,2%.
OPEC. Спрос на рынке нефти от 16 марта 2022