11 September 2017, 11:20
Нефть укрепляется в ХХI веке благодаря низким ценам
Три года назад обвалились цены на нефть и ожидалось, что это ненадолго. Но с тех пор странности в нефтянке затянулись и всё напоминает приключенческую игру: кто-то собирается в клан и продвигает свои правила, некоторые отшельники ведут себя тихо и медленно наращивают добычу. А кому-то не повезло и их локации исчерпали запасы чёрного золота. Параллельно в игровое пространство пытается вторгнуться раса хипстеров, угрожающих тонкому балансу игры электромобилями.
За последние три года одни тренды и принципы канули в лету, другие появились из ниоткуда, ну а что-то неизменно. В целом, диспозиция в нефтяной игре такова:
ОПЕК и Ко
Самый сильный клан, соответственно и методы просты, грубы, но не менее эффективны — берут осадой на истощение и картельным сговором. Несмотря на собранность и стабильность, отдельные выскочки наращивают добычу нефти и нервируют остальных членов клана: Ливия и Нигерия не дают подняться ценам на нефть и за последний год увеличили добычу на 1,2 миллионов баррелей в сутки (МБ/д), что эквивалентно самим сокращениям добычи нефти странами ОПЕК. Таким образом, две страны нивелировали усилия остальных:
Впрочем, их можно понять — соглашения ОПЕК заключались в период нестабильности и низкого уровня добычи в этих странах и теперь они лишь возвращаются к предыдущим уровням. Судя по объёмам, Ливия и Нигерия сейчас генерируют около 40% проблем на нефтяном рынке, остальные страны тоже вносят свою лепту, но поменьше.
Также интересно отметить и пополнение в клане нетрадиционной нефти: вдобавок к США и Канаде, Бразилия стала третьей страной, где нетрадиционная нефть составляет половину добычи и более.
Бразилия
Её особенность это гигантские буровые установки на сверхглубоководную нефть — подсолевую. Вот такие конструкции:
Получаются редкие и дорогие скважины (порядка $100 млн за штуку), зато 70 таких скважин эквивалентны добыче Норвегии. Подсолевая нефть это новая страница в истории нефтедобычи Бразилии (а то и мира), за несколько лет уровень добычи достиг 1,35 МБ/д и продолжает увеличиваться, что по объёму опять же сопоставимо с сокращениями ОПЕК. Правда, такая добыча требует огромных капитальных расходов и чуть не обанкротила национальную нефтяную компанию — Petrobras. Подсолевая нефть образовалась благодаря расколу Гондваны на Африку и Америку около 150 млн. лет назад и добывать её можно и у африканского побережья, но там дело идёт медленно.
Канада
Современная добыча нефти это квест. В случае Бразилии до неё нужно добираться через километры морской воды и солевых отложений, «сланцевую» нефть приходится “выжимать” из непроницаемой породы с помощью гидроразрыва пласта, а канадская нефть битуминозных песков хоть и лежит на поверхности в прямом смысле этого слова, но её нужно греть / растворять / смешивать / перерабатывать:
Кусок нефти (битуминозного песка)
Несмотря на трудоёмкость и дороговизну процесса, такая добыча удобна в определённом финансовом плане: благодаря стабильному притоку нефти из скважин (стабильнее, чем из традиционных) разовые капитальные инвестиции приносят стабильный доход десятилетиями и такой способ вложений многим по вкусу. Что важно для обсуждаемой темы, добыча нефти из канадских битуминозных песков тоже растёт и достигает 3 МБ/д. Среднесрочные прогнозы говорят о том, что рост продолжится. Также, Канада добывает и 1.5 МБ/д нефти других типов, ниже на графике серыми оттенками отмечена добыча нефти из битуминозных песков:
На данный момент из-за низких цен на нефть рост замедлился, но нефтяники во всём мире снижают издержки и канадцы не исключение, поэтому в будущем ожидается рост добычи из битуминозных песков.
США
Самый нестабильный игрок — отвлекается во время игры, а иногда даёт отпор — «сланцевая» нефть. Когда цены снижались, добыча резко пошла на спад. Но при последующем росте цен побила собственный рекорд двухлетней давности. На данный момент ситуация такова, что бурение скважин выросло примерно в 2 раза по сравнению с недавним минимумом и остановилось на этом уровне — на $50 за баррель не разгуляешься. Обилие статистических данных по “сланцевой” нефти позволяет хорошо моделировать динамику добычи в зависимости от цен или бурения и мы по традиции обновляем нашу модель в соответствии с новыми статистическими данными (положительный опыт в моделировании и прогнозировании есть в наших предыдущих статьях по теме: 1,2,3,4). При прочих равных, добыча всё-таки продолжит увеличиваться, хотя уже медленнее. Результаты моделирования при сценарии стагнации буровых установок (51% от максимума) и их продуктивности:
Как видно из первого графика, в ближайшие два года от добычи “сланцевой” нефти можно ожидать роста на 1,5 млн. баррелей в сутки — до 7 МБ/д. При этом, мировая добыча превысит 100 МБ/д. Цифры несопоставимы, но “сланцы” тоже держат и будут держать нефтяной рынок в напряжении. В целом, в мировой отрасли аналогичное настроение по “сланцам” и прогнозируется рост. Смоделировать добычу при других сценариях можно в нашем боте в мессенджере “телеграм”.
Низкие цены на нефть логично трактовать в минус нефтяникам, но если попробовать взглянуть на это стратегически, то видны и плюсы.
Стратегия: продлить нефтяной век
Десять лет назад у нефти не было альтернатив и когда в 2008 году цены достигли $130 за баррель — её покупали. Звучали прогнозы о $150 и даже $200 за баррель — всё равно купили бы. Вариант, что весь мир отказывается платить и обрекает себя на транспортный и нефтехимический коллапс звучит маловероятно. Но сегодня “нефтянке” брошен вызов индустрией электромобилей. Пока электромобили это лишь капля в океане машин, грузовиков и автобусов, но исход противостояния предрешён — рано или поздно почти весь сухопутный транспорт будет электрифицирован, а передвижение за счёт последовательности взрывов под капотом станет анахронизмом.
Вторая проблема состоит в том, что “нефтянка” начнёт испытывать трудности раньше, чем мир перестанет в ней нуждаться. Сегодня спрос на нефть растёт и для его обеспечения приходится по земным сусекам разведывать новые запасы и бурить новые скважины — под водой (глубоководная), далеко за полярным кругом (арктическая), среди непроницаемых пород (“сланцевая”) и так далее. Всё это, и тем более последующая разработка, стоит денег, которые включены в цену на нефть. Но если потребление нефти начнёт снижаться, то хватит ранее разработанных месторождений и пробуренных скважин, добыча с которых будет относительно дёшева. Потребление нефти будет всё ещё высоким и даже выше чем сейчас, но цены перестанут радовать.
Поэтому перед нефтянкой логично поставить задачу отодвинуть момент, когда потребление начнёт снижаться — пик спроса на нефть. Мы уже предпринимали попытки примерно оценить дату “пика нефти” и оба раза получали 2030-е годы. В историческом и государственном масштабе “через 15 лет” — это совсем близко, можно сказать на пороге. А значит, уже следует готовиться и что-то предпринимать.
В данном контексте обвал нефтяных цен это хороший удар по электромобилям. Мир при $150 за баррель и бензине по 100 рублей за литр выглядел бы как-то так: об электромобилях начали бы писать даже в “одноклассниках”, акции Теслы взлетают и Илон Маск увеличивает продажи на миллион-другой, попутно строя заводы для десятка миллионов. Остальные автопроизводители срочно пытаются сесть на уходящий поезд и даже Автоваз анонсирует электромобиль “Лада Ампер”. Государственные регуляторы встают на сторону электромобилей и вставляют палки в колёса производителям авто с двигателем внутреннего сгорания, что, кстати, уже сейчас происходит в Китае. В общем, при $150 музыка будет играть недолго…
Низких цен на нефть хватило чтобы разогнать спрос на два года — в 2015 и 2016 годах рост превышал среднестатистические 1,5%. В 2017 году ожидается лишь умеренный рост спроса и логично ожидать дальнейшего замедления, если цены вырастут, например, в два раза до $100 за баррель.
Таким образом, низкие цены на нефть отдаляют светлое будущее электромобилей и предоставляют дополнительные несколько лет на перестройку экономики тем государствам, которые сильно зависят от цен на нефть. Что ж, надо провести их с пользой!
Читайте прогноз ценовых колебаний с 11 по 15 сентября 2017 здесь.