22 July 2017, 17:09
Какое будущее ожидает нефть и природный газ
“Через 20 лет нас будут называть не нефтегазовыми компаниями, а газонефтяными”, — заявил Patrick Pouyanne, исполнительный директор французского энергетического гиганта Total SA на конференции в Петербурге, состоявшейся в прошлом месяце. Газ в меньшей степени загрязняет окружающую среду и его можно сжигать, чтобы вырабатывать электроэнергию, необходимую для работы электромобилей.
Однако некоторые аналитики предупреждают, что прогноз может быть не столь оптимистичным из-за падения цен на технологии по использованию возобновляемых источников энергии. Эксперты сейчас начинают говорить о пиковом спросе на газ, спровоцированным развитием альтернативных источников электроэнергии, равно как и о пиковом спросе на нефть, так как двигатель внутреннего сгорания со временем будет лишь утрачивать свою популярность.
В прогнозе, опубликованном месяц назад Bloomberg New Energy Finance, указано, что доля природного газа на мировом рынке электроэнергии к 2040 году снизится с 23 процентов до 16 процентов. После 2031 года объем использования газа для электрогенерации начнет сокращаться. Компания BP Plc называет “риски спроса на газ” главной проблемой отрасли. В частности, существует вероятность, что к 2035 году рост потребления газа прекратится из-за популяризации неископаемых видов топлива.
Рис. 1 Развитие возобновляемых источников энергии ударит по газовому рынку
Если данный прогноз окажется верным, то такие компании как Total, BP и другие лидеры энергетического рынка столкнутся с проблемой. Уже сейчас они испытывают трудности в связи с развитием электромобилей.
Крупнейшие экспортеры газа — Россия, Катар и Австралия также окажутся под ударом.
Историческая смена основного вида топлива — это “фундаментальная тенденция, которую не остановить” — говорит исполнительный директор Royal Dutch Shell Plc Ben van Beurden, — “Это и политика, и определенное выражение общественного мнения, и результат развития технологий. Вероятно, спрос на нефть достигнет пика в 2030-х или 2040-х годах. А спрос на газ еще будет отставать до 2040-х или 2050-х”.
Shell всерьез делает ставку на будущее природного газа. В прошлом году компания приобрела BG Gourp Plc и планирует тратить по $1 миллиарду в год на развитие таких технологий как, например, возобновляемые источники энергии.
“Вне всяких сомнений, объемы использования природного газа сокращаются”, — говорит Geisha Williams, директор PG&E Corp, — “Но это возможно исправить”.
Рис. 2 После 2030 года показатели электрогенерации за счет природного газа сократятся
До недавних пор представители энергетической отрасли надеялись, что природный газ будет выполнять роль моста между загрязняющим атмосферу углем и экологически чистыми возобновляемыми источниками энергии. Это обусловлено тем, что выброс углерода в атмосферу при генерации электроэнергии за счет использования газа вдвое меньше, чем при использовании угля. Международное Энергетическое Агентство даже предсказывало наступление “газового золотого века”.
Но стремительные изменения на рынке возобновляемых источников энергии в сочетании с низкими ценами на уголь поставили эти прогнозы под сомнение. Немногим более недели назад Международное Энергетическое Агентство заявило, что мировой спрос на природный газ, используемый при электрогенерации, будет расти лишь по 1 проценту в год в течение последующих шести лет. В период с 2004 по 2010 годы данный показатель составлял 4 процента.
Причина такого изменения прогноза заключается в том, что, в отличие от газа и угля, для поддержки электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии, после первоначального инвестирования практически не требуется дополнительных затрат.
По словам Seb Henbest, главного автора отчета BNEF, ветряная и солнечная энергия слишком быстро дешевеют. Консультант обращает внимание на то, что ветряная и солнечная энергия уже вполне способны конкурировать с углем и газом в Германии. А в Китае, США и Индии через пять лет строить электростанции на возобновляемых источниках энергии станет дешевле, чем электростанции, работающие на угле или на природном газе.
К концу 2020-х строить новые электростанции на возобновляемых источниках энергии станет дешевле, чем даже просто поддерживать угольные или газовые электростанции.
В Европе уже наблюдаются тенденции, внушающие пессимизм касательно будущего природного газа. Сегодня спрос на природный газ меньше, чем в 2010 году. В то же время, производительность электростанций растет, стремительно развивается отрасль возобновляемых источников энергии.
Международное Энергетическое Агентство не видит возможности возврата спроса на природный газ к показателям 2010 года. Наиболее вероятно, спрос на природный газ в Европе в 2040 году будет на том же уровне, что и в 2020.
Рис. 3 Надежда на “золотой газовый век” угасает (прогнозы МЭА по спросу на газ)
Тем не менее, согласно большинству прогнозов, в течение последующих двадцати лет следует ожидать существенный рост спроса на природный газ.
В США благодаря сланцевому буму стали доступны большие объемы дешевых ресурсов, что помогло газу заменить уголь в качестве главного вида сырья для электрогенерации.
По данным Международного Энергетического Агентства, мировой спрос на газ к 2040 году возрастет на 50 процентов. По мнению аналитиков Exxon Mobil Corp., к этой дате рост спроса на газ составит 44 процента. Прогноз BP предполагает рост этого показателя на 38 процентов к 2035 году.
На эти прогнозы может повлиять ряд факторов. Они в значительной степени зависят от Китая и Индии, которые вводят в действие политику, дающую преимущество газу над углем. Это обусловлено попыткой улучшить состояние окружающей среды. Китайское правительство, например, поставило задачу к 2020 году вырабатывать 10 процентов электроэнергии за счет природного газа, а к 2030 году — 15 процентов. В 2015 году данный показатель составил 6 процентов. Страна также планирует удвоить объемы импорта к 2025 году. Если этого не произойдет, то пик спроса на газ может наступить раньше. В настоящий момент около 60 процентов мирового спроса на нефть обусловлено потребностью в транспортном топливе, и этот показатель серьезно зависит от развития электромобилей.
“Будущее нефти зависит от успешности электромобилей. Но будущее газа более запутанно”, — говорит James Henderson, декан кафедры природного газа в Оксфордском Институте Энергетических Исследований, — “Производители газа думают над тем, как адаптироваться к различным типам газового рынка”.
В то время как прогноз для ветряной и солнечной энергии в рамках электрогенерации практически безграничен, возобновляемым источникам энергии не так просто будет заменить ископаемые виды топлива в других отраслях.
По сведениям Международного Энергетического Агентства, спрос на газ в химической отрасли будет расти по 1.6 процента в год, заменяя собой нефть — особенно в США.
“В течение последующих десятилетий газ будет играть всё более важную роль”, — говорит Johannes Teyssen, исполнительный директор EON SE, — “Потребность в угле будет стремительно сокращаться. Также нужно понимать, что спрос на газ не будет расти бесконечно”.