02 August 2017, 13:09
Экзистенциальный кризис ОПЕК
Нефтяной стратег Bloomberg First Word Джулиан Ли о том, почему борьба картеля за баланс на рынке нефти и стабильно высокие цены обречена на провал.
Повезло тем, кто ничего не знает об экзистенциальном кризисе. Лидеры ОПЕК к счастливчикам не относятся — они в этом кризисе безнадежно увязли. Рынок нефти скоро будет подорван ростом добычи, на который картель не сможет повлиять. Дальнейшие перспективы столь же безрадостны: сам спрос на нефть находится под угрозой из-за развития проектов производства электромобилей. ОПЕК еще держится на плаву, но ее дни, без сомнения, сочтены.
Еще недавно считалось, что наиболее очевидная угроза для стран-экспортеров нефти в ближайшем будущем связана с ростом темпов добычи сланцевой нефти в США. Однако спектр рисков оказался еще шире: теперь он включает в себя потенциал подсолевых залежей нефти в Бразилии и запасов нефти на шельфе у северо-восточного побережья Южной Америки.
Увеличиваются поставки из США на азиатские рынки, которые раньше потребляли исключительно ближневосточную нефть. В апреле Китай стал крупнейшим иностранным импортером американской нефти, тем самым во второй раз за этот год обгонав Канаду.
Индийские нефтепереработчики также оценили тяжелые сорта нефти из США, которые теперь конкурируют с ближневосточным сырьем. Все это теперь стало серьезной проблемой для ОПЕК, ведь первоначально сокращение добычи должно было повлиять на рынки Европы и Америки, в то время как объем ключевых продаж в Азии должен был остаться неизменным.
Нужно отметить, что добыча нефти в США тоже росла не без проблем. Внезапный скачок был зафиксирован в конце прошлого года, как раз когда лидеры ОПЕК договорились о сокращении добычи после двухлетней «распродажи», в результате которой нефть марки WTI подешевела до $26 за баррель.
Однако на третьей неделе июля добыча в континентальных штатах и на шельфе Мексиканского залива превысила 9 млн баррелей в день. По данным Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), это самый высокий показатель за последние два года.
Членов ОПЕК беспокоит, что любое превышение ценами на нефть выше $50 за баррель позволит компаниям, добывающим сланцевую нефть, хеджировать риски будущего спада, а это в свою очередь вызовет следующий всплеск производства. В такой ситуации картель не сможет добиться столь желанного восстановления цен.
Крупные нефтяные компании также учатся жить при низких ценах на нефть. Royal Dutch Shell «готовится к $40», сообщил гендиректор компании Бен Ван Беерден в четверг во время конференц-звонка, посвященного отчету компании за второй квартал.
В апреле-июне, при цене нефти в районе $50 за баррель, прибыль компании почти не пострадала по сравнению с периодом, когда нефть стоила дороже $100. Отдельные нефтегазовые компании могут справиться с ситуацией, но бюджеты стран ОПЕК определенно пострадают, поскольку они не сократили расходы так, как это необходимо для выживания в случае дальнейшего падения цен.
В интервью Bloomberg TV Ван Беерден также назвал вторую экзистенциальную угрозу — он не только заявил, что следующий его автомобиль будет работать на электричестве, но и выразил мнение, что спрос на жидкие виды топлива достигнет пика в 2030-х годах.
Поддержка властями роста доли электромобилей в мировом автопарке представляет собой реальную долгосрочную проблему. Никто в здравом уме не скажет, что транспорт во всем мире внезапно перестанут заправлять бензином, но так же бессмысленно отрицать, что доля ископаемого топлива на рынке будет снижаться под давлением рынка и властей. Сейчас четыре европейские страны предлагают запретить продажу автомобилей на бензине и дизельном топливе максимум к 2040 году, причем на эти страны приходится около трети всего пассажирского транспорта в Европе.
Рынок может повлиять на баланс мировой добычи не менее эффективно, чем регуляторы. По данным Bloomberg New Energy Finance, стремительное снижение затрат на аккумуляторы приведет к тому, что в течение следующих 10 лет электромобили станут такими же доступными, как их бензиновые и дизельные конкуренты.
Нефть потеряла свое привилегированное место в энергетическом секторе после скачка цен в 70-е годы, и с тех пор ее доля на мировом рынке медленно сокращается. Единственная территория, которая казалась практически неприступной — транспортный сектор — теперь, похоже, тоже готовится к большим переменам. Однажды бывший министр нефти Саудовской Аравии Шейх Ямани сказал, что эра нефти закончится не потому, что в мире закончится нефть — и это предупреждение сейчас кажется как нельзя более пророческим.
Подготовила Лиза Добкина
Читайте прогноз ценовых колебаний с 31 июля по 4 августа 2017 здесь.