Добывающие компании находятся в затруднительном положении
Крупнейшие добывающие компании находятся в затруднительном положении, поскольку бюджеты на разведку месторождений в 2024 году останутся неизменными.
В этом году крупнейшие нефтегазовые добывающие компании — ExxonMobil, Shell, Chevron, BP, TotalEnergies и Eni будут с осторожностью тратить деньги на разведку месторождений, поскольку буровая деятельность обещает быть напряженной в будущем году.
Согласно исследованию Rystad Energy, компании будут тратить в среднем 7 миллиардов долларов ежегодно в период с 2020 по 2024, что значительно меньше, чем в предыдущий четырехлетний период, в течение которого средний общий расход составил 10 миллиардов долларов.
Несмотря на бюджетные ограничения, относительно дорогое бурение подпитывает оптимизм касательно продуктивности в этом году, особенно глубоководные проекты в Атлантическом океане, Восточном Средиземноморье и Азии. В прошлом году значительно увеличились площади, предоставленные крупным игрокам, до 112 000 квадратных километров, что на 20% больше, чем в предыдущем году. Примечательно, что все предоставленные участки находились на шельфе: 39% — в сегменте шельфа, 28% — на глубоководных участках и оставшиеся 33% — в сверхглубоководных.
Эта тенденция предполагает значительное продвижение в освоении более глубоких вод, при этом более половины выделенных участков нацелены на глубоководные или сверхглубоководные запасы. Этот акцент отражен в глобальной геологоразведочной деятельности: в этом году аналитики Rystad Energy прогнозируют примерно на 50 больше глубоководных и сверхглубоководных разведочных скважин по сравнению с 2023 годом. Примерно 27% всех разведочных скважин на шельфе, пробуренных в прошлом году, были глубоководными или сверхглубоководными, в то время как в этом году ожидается, что доля таких скважин возрастет примерно до 35%.
Крупные компании затягивают свои финансовые пояса и с осторожностью исследуют более глубокие воды и пересматривают свои подходы к разработке месторождений в удаленных регионах. «Несмотря на наши ожидания, что компании оценят и освоят свои новые площади, мы также думаем, что они продолжат работу на знакомой территории — регионах с существующей инфраструктурой, которые обеспечивают более быстрое получение прибыли при меньших рисках» — Сантош Кумар Буданкаяла, старший аналитик Rystad Energy.
В 2023 году объемы традиционных месторождений резко упали. Объемы добычи нефти в основных месторождениях достигли 1 миллиарда баррелей нефтяного эквивалента (б.н.э.), что нарушило тенденцию восстановления после 2020 года и представляет собой резкое падение на 68% по сравнению с 3 миллиардами б.н.э. в 2022 году. В частности, в слабоизученных бассейнах, было найдено 45% месторождений в 2022 году, а в прошлом всего лишь 20%.
Учитывая, что обнаружение новых месторождений сокращается, будущее разведки нефти и газа, вероятно, заключается в выходе за рамки привычного. Малоизученные бассейны, обладающие скрытым потенциалом, обещают значительные неиспользованные ресурсы. В отличие от изученных бассейнов, где разведка дает более мелкие и разрозненные находки, эти новые районы привлекают большими, перспективными месторождениями.
Осознавая короткий промежуток времени между открытием и вводом в эксплуатацию месторождений, сделанных в изученных бассейнах, крупные компании признают важность разработок месторождений в удаленных регионах. За последние два десятилетия их разведка принесла заметные успехи: обнаружение газа в Зоне 1 и Зоне 4 у берегов Мозамбика в период с 2010 по 2013 год, находки газа у берегов Мавритании и Сенегала в период с 2015 по 2017 год, открытие нефти Liza в Гайане в 2015 году и недавнее открытие газового месторождения Сакарья в турецкой части Черного моря в 2020 году.
Кроме того, такие открытия, как Брульпадда и Луиперд в Южной Африке в 2019 и 2020 годах, а также Венера и Графф в Намибии в 2022 году, привели к открытию новых месторождений углеводородов.
Значительная часть площадей, выделенных в прошлом году в удаленных бассейнах, пришлась на Уругвай, причем Shell получила самую большую долю — 42 000 квадратных километров. Примечательно, что более 50% площадей Shell состоят из территории Уругвая. Это противоречит прежней нацеленности крупных нефтяных компаний на изученных месторождениях, что предполагает значительные изменения в стратегии разведки Shell.
Несмотря на то, что в 2023 году на долю Уругвая пришлась почти половина всех присужденных площадей, крупные игроки, как правило, сохраняют осторожность в 2024 году.
Shell остается ключевым игроком в глубоководной разведке и добыче, и на этот год запланированы важные проекты, особенно в Юго-Восточной Азии, Африке и Америке. В настоящее время Shell осуществляет бурение сверхглубокого месторождения Пекака на блоке SB 2W на шельфе Сабаха в Восточной Малайзии. Этот перспективный объект похож на месторождение Тепат на глубоководном Блоке М (2022) и обладает значительным потенциалом для открытия газоконденсатного месторождения, что соответствует стратегии Shell, ориентированной на газ в Малайзии.
Затем Shell продолжит сверхглубоководную разведку на блоке SB X в Биджаке. Компания Shell приобрела эти участки в ходе торгов в Малайзии в 2021 году. Кроме того, разведочное бурение пройдет в шельфовом районе Саравака, Восточная Малайзия. Shell также продолжает оценочную деятельность в водах Намибии, чтобы еще раз подтвердить масштабы своих значительных открытий, включая месторождение Графф.
У BP также есть планы по глубоководной разведке в Африке, Северной и Южной Америке. Компания планирует пробурить несколько скважин в Египте, включая оценочное бурение на газоконденсатном месторождении Равен, а также разведочное бурение в морской концессии Кинг Мариот в Западном Средиземноморье. Скважина Pau-Brazil, принадлежащая BP, является первой эксплуатируемой скважиной в бассейне Сантос у побережья Бразилии. Компания расширяет свое присутствие за пределами бассейна Кампос, где она ранее была партнером Petrobras.
Компании Chevron и Shell планируют совместное бурение у побережья Суринама на Блоке 42, где находится карбонатное месторождение Уокер. Открытие этого блока может стать катализатором дальнейших поисково-разведочных работ в Суринаме, пополнив растущий бассейн Южной Америки запасами углеводородов. Кроме того, Аргерих-1, первая морская сверхглубоководная скважина в Аргентине, где Shell имеет долю в размере 30%, в случае успеха сыграет ключевую роль в определении успеха глубоководных геологоразведочных работ в регионе.
Переориентация поставок углеводородов дала России 56 миллиардов долларов