16 February 2018, 15:28
Цены на бензин. Р-92-К5, базис Ставрополь, ЭТП eOil.ru. Данные на 16.02.2018
В конце января Владимир Путин заявил о возможности снижения цен на бензин. Рост стоимости автомобильного топлива связан с повышением акцизов и нефтяных котировок, подчеркнул он. Однако в некоторых регионах рост вызван сложностью доставки и неразвитостью инфраструктуры, добавил президент, пообещав обсудить эти проблемы с руководителем Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорем Артемьевым.
По итогам 2017 года цены на бензин, согласно данным Росстата, выросли на 7,3% (декабрь к декабрю предыдущего года), почти в три раза превзойдя показатель инфляции, снизившийся до минимального с начала рыночных реформ уровня (2,5%). Тем самым был прерван тренд на торможение темпов прироста цен на бензин, наблюдавшийся в 2015 и 2016 годах, когда они замедлились до 4,8% и 3,8% соответственно в сравнении с 8,9% в 2014-м. Отчасти это связано с повышением акцизов, которые для бензина 5 экологического класса с 1 января выросли на 6,4% — увеличение издержек производители загодя перенесли на потребителя. Подтверждение тому – динамика цен на бензин в конце прошлого года: если в октябре их прирост в месячном выражении составил 0,2%, то в ноябре – 0,4%, а в декабре – 1,4%.
В структуре стоимости каждого проданного литра автомобильного топлива на долю налогов приходится 65% — такую оценку в январе привела ФАС в специальном разъяснении. В этой связи, по мнению регулятора, на цене бензина не может не отражаться рост налоговой нагрузки, связанный с повышением не только акцизов, но и НДПИ на нефть, в 2015 году увеличившимся на 55,4%, в 2016-м – на 11,8%, а в 2017-м – на 7,2%. К числу факторов ФАС относит и динамику мировых котировок, к которым привязана внутрироссийская цена на нефть, рассчитываемая как разница между стоимостью зарубежных поставок и расходов на транспортировку и уплату экспортной пошлины – по итогам 2017 года средняя цена барреля Urals выросла до $53 против $41,9 в 2016-м (данные Минфина).
Впрочем, цены на бензин растут и тогда, когда котировки сырья падают. К примеру, в 2015 году средняя стоимость Urals снизилась почти в два раза, до $51,2 за баррель против $97,6 в 2014-м, тогда цены на бензин АИ-92 выросли на 4,9% (данные Росстата). Схожая картина наблюдалась и в кризисный 2009 год: баррель Urals подешевел на треть – до $61,1 в сравнении с $94,4 в 2008-м, в то время как цена АИ-92 увеличилась на 9,7%. В США же, наоборот, средние цены на бензин марки Regular (аналог российского АИ-92) упали почти на треть и в 2009 году (до $2,3 за галлон против $3,2 в 2008-м, согласно данным EIA — Управления по энергетической информации США), и в 2015-м (до $2,3 за галлон с $3,3 в 2015-м).
Цены на бензин Регуляр-92 класс 5, базис поставки Ставрополь, торгуемые на ЭТП eOil.ru, выросли за неделю на 50 рублей до 43 850 рублей за тонну. Тренд на рынке бензина Регуляр-92-К5 на ЭТП eOil.ru, базис поставки Ставрополь, медвежий.
Цены на бензин Регуляр-92 класс 5, базис поставки Самара, торгуемые на СПбМТСБ, выросли за неделю на 685 рублей до 39 487 рублей за тонну. Тренд на рынке бензина Регуляр-92-К5 на СПбМТСБ, базис поставки Самара, падающий.
Цены на бензин Регуляр-92 класс 5, базис поставки Уфа, торгуемые на СПбМТСБ, выросли за неделю на 393 рубля до 38 940 рублей за тонну. Тренд на рынке бензина Регуляр-92-К5 на СпбМТСБ, базис поставки Уфа, направлен вниз.
Президент ОПЕК, министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи заявил, что совместно с генеральным секретарем организации Мохаммедом Баркиндо хочет в 2018 году представить проект соглашения о долгосрочном сотрудничестве стран ОПЕК+, при этом работа по разработке данного документа уже началась.
«Цель заключается в том, чтобы я вместе с генеральным секретарем ОПЕК (Мохаммедом Баркиндо — ред.) смог представить этой группе (24 стран соглашения о сокращении добычи нефти ОПЕК+ — ред.) проект соглашения, по которому они смогут остаться вместе на более долгий срок. Это одно из наших стремлений — представить проект соглашение и обсудить его в течение этого года», — сказал аль-Мазруи в интервью изданию The National.
Министр отметил, что работа над проектом такого соглашения уже ведется. При этом он выразил надежду, что до конца 2018 года проект соглашения о долгосрочном сотрудничестве стран ОПЕК+ будет принят и подписан.
ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК+) договорились в конце 2016 года в Вене о сокращении своей добычи нефти суммарно на 1,8 миллиона баррелей в сутки с уровня октября 2016 года, из которых 300 тысяч приходятся на Россию. Соглашение было заключено на первое полугодие 2017 года, а затем продлено до конца марта 2018 года. В ноябре страны ОПЕК+ вновь приняли решение продлить венскую сделку — до конца 2018 года.
В конце января министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил, что практически все государства-участники венской сделки настроены на продолжение сотрудничества после 2018 года. В свою очередь министр энергетики России Александр Новак сообщил, что страны ОПЕК+ после истечения действия сделки намерены раз в полгода или год проводить совместные консультации с привлечением других стран.
Тогда же министр нефти Кувейта Бахит ар-Рашиди в интервью РИА Новости сказал, что ОПЕК планирует разработать механизм постоянного сотрудничества с участниками соглашения по сокращению нефтедобычи в течение 2018 года, а затем обсудить его со странами, не входящими в ОПЕК.
Читайте также про экспорт сырой нефти и природного газа из России в декабре 2017 года