22 May 2017, 14:35
Александр Хуршудов: Страдальцу Эксону поблажек не будет
Москва. Министерство финансов США по итогам консультаций с президентом Дональдом Трампом решило не делать для Exxon и других американских компаний исключений из режима антироссийских санкций и не разрешать им вести бурение в РФ. Об этом 21 апреля сообщил «Интерфакс» со ссылкой на заявление главы ведомства Стивена Мнучина.
Информацию комментирует эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов.
За сухими фразами сообщения стоят интересы крупнейшей нефтегазовой корпорации мира и планы разведки самой сложной нефтеносной площади на шельфе России. Поэтому мой комментарий будет подробным. Структура называется Туапсинский прогиб. Но сначала о компании ЭксонМобил.
1. Бесспорный мировой лидер
В 1999 году после слияния Exxon и Mobil образовавшаяся ExxonMobil Corporation стала крупнейшей нефтегазовой компанией планеты. Через 14 лет рыночная капитализация ЭксонМобил достигла $418,2 млрд что поставило ее на первое место среди публичных компаний. Потом ей пришлось уступить бурно растущим Microsoft, Apple и Google, но удалось удержаться в первой пятерке.
Это уникальная корпорация. Было время, когда ее устав запрещал акционерам иметь более 3 % акций. Получался такой необычный «колхоз миллиардеров». И сейчас никто из них не владеет даже блокирующим пакетом; 98,5% акций торгуются на бирже. Крупнейшими держателями являются инвестиционные группы Vanguard Group, Inc. (6,62 %) и State Street Corporation (4,47 %). Компания демонстрировала высочайшую доходность: в 2008 году, например, операционная прибыль составила $84,1 млрд при выручке $ 477,4 млрд.
ЭксонМобил работает в 100 странах на шести континентах. Это лидер мировой нефтепереработки, владеет крупными долями в 37 нефтеперерабатывающих заводах. У нее большой блок нефтехимии; компания производит нормальные и ароматические углеводороды, гликоли, пластмассы, резину, смазки и катализаторы. В прошлом году Эксон добыла 85 млн т нефти, 27 млн т других жидких углеводородов, 105 млрд м3 газа, переработала 204 млн т нефти, продала 250 млн т нефтепродуктов и 25 млн т химикатов.
Опираясь на доступные финансовые резервы и технические новинки, ЭксонМобил чрезвычайно активна в бизнесе. Приняв семь лет назад курс на добычу сланцевой нефти и газа, она не стала долго присматриваться, а сразу купила компанию XTO Energy за $25 млрд. Эксон уже в течение 60 лет применяет гидроразрыв пласта, в числе первых реализовала проекты СПГ, ввела в строй нефтепромыслы на шельфе Нигерии глубиной 1200 м. Это ее специалисты пробурили на Сахалине 9 из 10 самых длинных в мире скважин протяженностью 12,5-13,5 км. Не удивительно, что именно Эксон стала стратегическим партнером Роснефти; их суперсложными совместными проектами стали освоение баженовских и абалакских отложений Сибири и разведка глубокого шельфа Карского и Черного морей.
В этом ряду замечательных достижений настораживало лишь одно: все они относятся к событиям 5-10-летней давности. Впрочем, некоторое снижение показателей в период низких нефтяных цен кажется вполне оправданным. Но оказалось, что есть у Эксон и другие трудности.
2. Долги вместо доходов
В конце прошлого года в американской прессе оживленно обсуждалась статья Стива Спокко «Большие проблемы у ЭксонМобил». Автор проанализировал динамику главных финансовых показателей компании и пришел к следующим выводам:
1) Поток наличности компании за последние 5 лет сократился в 6,25 раза, с $24,4 до $3,9 млрд, а с учетом выплаченных дивидендов стал величиной отрицательной (рис.1):
Рис. 1. Свободный поток наличности и цены нефти
2) Объемы капитальных вложений выросли почти вдвое (рис.2), при этом добыча нефти даже снизилась,
Рис. 2. Капитальные затраты и добыча жидких углеводородов
3) За последние 10 лет Эксон потратила $ 220 млрд на выкуп 1,9 млрд своих акций,
4) Сумма долгосрочных долгов за 5 лет выросла втрое, до $29,5млрд.
В ходе обсуждения на форуме большинство участников сошлись во мнении, что особо беспокоиться не следует: вырастут нефтяные цены, и Эксон восстановит свое лидерство. Действительно, компания «слишком велика, чтобы упасть», денежные потоки от продажи нефтепродуктов и химикатов служат ей сильной поддержкой. Но мы пойдем чуть дальше и попытаемся вникнуть в коренные причины ее нынешнего состояния.
В отчете за прошлый год компания кратко описывает свои перспективные проекты. Вот они.
Эксон имеет 45%-ную долю в разработке участка глубоководного шельфа Гвианы. Здесь реализуется проект разведки с нежным названием Liza. Компания утверждает, что пробуренная многозабойная скважина открыла 130 млн т ДОКАЗАННЫХ запасов (в нефтегазовом эквиваленте), и планирует строить добывающий комплекс производительностью 5 млн т/год. Кроме того, Эксон имеет права на освоение другого участка сверхглубокого шельфа Гвианы площадью 3,5 тыс. км2.
Примечание: сенсационные сообщения об открытии ОДНОЙ СКВАЖИНОЙ сотен миллионов тонн запасов всегда вызывают у меня улыбку. Реально я такого не встречал. Эти цифры получают из данных сейсморазведки, предполагая, что толщина и свойства пласта по площади не меняются, подстилающей воды нет, и вообще природа благоволит разведчикам. Потом все оказывается не так радужно, оценки запасов уменьшаются в разы, но об этом уже не рапортуют. Те же сомнения я испытываю по открытым одной скважиной 100 миллионов тонн нефтяных запасов на месторождении Победа в Карском море; на практике для подтверждения таких величин обычно приходится бурить 10-20 разведочных скважин.
На глубоком шельфе Нигерии закончена вторая фаза эксплуатационного бурения по проекту Северная Эрха. Новая разведочная скважина Owowo-3 открыла запасы нефти, их оценили чуть скромнее, в пределах 65-130 млн т.
В Австралии стартовала третья очередь совместного проекта Gorgon Jansz мощностью 15,6 млн т СПГ и 2,9 млрд м3 сухого природного газа. Для добычи газа будут буриться подводные скважины на шельфе Западной Австралии.
В Папуа-Новой Гвинее недавно построенный завод СПГ вышел на производительность 8,3 млн т/год. Эксон также имеет лицензию на участок шельфа площадью 8,5 тыс км2, разведочная скважина там дала приток газа.
В Канаде компания имеет минеральные права на 10400 км2 суши и 5200 км2 глубокого шельфа. В прошлом году здесь пробурено 12 скважин. Кроме того, на участке площадью 1120 км2 Эксон добывает нефтяные битумы.
В Казахстане компания входит в состав консорциума по разработке гигантского месторождения Кашаган на северном шельфе Каспия; доля Эксон составляет 16,7%. В прошлом году здесь возобновилась опытная эксплуатация, прерванная ранее из-за отказов трубопроводов.
Разумеется, продолжают работать ранее освоенные месторождения: Западная Курна в Ираке, Тенгиз в Казахстане, Верхний Закум в ОАЭ, производство СПГ на шельфе Катара, Сахалин-1 в России. Но здесь особого роста добычи ждать не приходится. А свежие запасы Эксон расположены, главным образом, на глубоком шельфе, где работы связаны с огромным риском, а при нынешних ценах и вовсе не реальны. К примеру, месторождение Hadrian South в Мексиканском заливе на глубине 2400 м открыто в 2009 году, но до сих пор компанией не осваивается.
На суше Эксон ориентируется на трудноизвлекаемые (сланцевые) запасы США и Канады, кроме того, идет разведка подобных пластов в Аргентине. Недешево купленная XTO-Energy работает в 14 американских штатах, ее самые крупные нефтяные промыслы находятся на месторождениях Permian Basin и Bakken, газовые – на площадях Marcellus и Utica. Это, бесспорно, самые богатые сланцевые формации США. В прошлом году XTO-Energy добыла 9 млн т нефти и 36 млрд м3 газа, но из-за чудовищно низких цен вся выручка составила $4,4 млрд. Про таких оборотах затраченные $25 млрд вообще не окупятся, впрочем, даже если цены вырастут вдвое, для окупаемости потребуются десятки лет. А пока добыча нефти и газа в США принесла Эксону в 2016 г. $4 млрд убытков (см. таблицу).
Таблица 1
Из таблицы можно сделать вывод, что доходы от переработки и нефтехимии в последние годы были стабильны, но не слишком велики. Оно и понятно: в мире растет конкуренция, на этот рынок заходят китайские, арабские, российские компании, нельзя быть вечным королем бензоколонки. А в сегменте добычи прибыль уменьшилась многократно.
Напоследок посмотрим, какими запасами нефти и газа располагает Эксон. Общая сумма впечатляет – 19,94 млрд барр. нефтяного эквивалента. А в таблице 2 показано, из чего она состоит.
Таблица 2
Оказывается, 47% доказанных запасов приходится на природный газ, еще 7,7% — сжиженные легкие углеводороды, пропан-бутан-пентан, которые сейчас торгуются по $16-21 за баррель. Запасов нефти, которая реально добывается, 4,7 млрд барр. (610 млн т), да еще 3 млрд баррелей ждут своего часа на больших морских глубинах… Не просматриваются здесь источники грядущих супердоходов.
Так что с ростом нефтяных цен страдания ЭксонМобил не закончатся. Можно сказать, что бывший ее глава Рекс Тиллерсон очень вовремя ушел в политику. Именно под его руководством компания совершила крутой вираж вниз, и кресло под ним, похоже, уже дымилось.
В качестве промежуточного резюме скажу, что качественные запасы – это ГЛАВНЫЙ источник доходов нефтегазовых компаний. Можно совершать чудеса при бурении сложных скважин, но если из каждой добываешь лишь 100 тыс баррелей, готовься к убыткам. Можно зарабатывать на переработке и продажах, но там конкурентная борьба за каждый цент. А у проекта «Сахалин-1» конкурентов нет, на пике каждая из 30 скважин приносила полмиллиона тонн нефти в год, они окупились многократно и продолжают приносить огромные доходы. Теперь ясно, почему Эксон рвется работать в России?
3. Туапсинский прогиб
Туапсинский прогиб расположен на прибрежном склоне Черного моря с глубинами дна моря от 40 до 2100м. Длина прогиба 270 км, ширина около 40 км (рис.3). Лицензия на разведку нефти и газа принадлежит компании Роснефть.
Рис. 3
Общие потенциальные ресурсы нефти здесь оцениваются в 1,5 млрд т. В ходе проведенной сейсморазведки обнаружены 33 перспективные структуры, часть из них подготовлена к разведочному бурению. По условиям лицензии в нынешнем году необходимо пробурить разведочную скважину, которая должна открыть первую нефть.
На территории участка могут находиться затопленные древние города. В северо-западной части прогиба открыты подводные грязевые вулканы. Глубже 200-300 м черноморская вода заражена бактериальным сероводородом. Этот токсичный газ способен вызывать хрупкое разрушение высокопрочных сталей, действует на некоторые виды пластмасс и резин. Технически все эти проблемы решаемы, но они увеличивают стоимость оборудования и затраты на обеспечение безопасности работ.
Предполагаемое строение недр Туапсинского прогиба показано на рис.4. Конечно, нефть может быть найдена в верхних горизонтах миоцена, но запасы там вряд ли будут большими. Основные же залежи мезозоя расположены на глубинах 3-5 тыс метров от морского дна и перекрыты мощными глинами толщиной до 4 км. Там можно ожидать аномально высокие пластовые давления в пределах 1000-1200 ат.
Рис. 4
Я не знаю в мире более сложных условий для добычи нефти. В случае аварии, подобно той, что произошла в Мексиканском заливе, выбросы нефти тоже могут составить порядка миллиона тонн и это станет катастрофой для ВСЕХ курортов черноморского побережья.
Не надо нам даже пытаться добыть эту нефть. Ее время еще не пришло. И острой необходимости в ней тоже нет: в ближайшие годы Россия будет сокращать добычу. Пора уже прекращать распродажу сырья по низким ценам.
Поэтому в заключение позвольте мне выразить самую искреннюю благодарность администрации США за благотворные санкции, которые препятствуют чрезвычайно рискованному проекту. России везет: уже не первый раз действия ее противников работают ей на пользу.
Читайте недельный обзор по рынку нефти с 22 по 26 мая здесь.
Цены на нефть по сортам и базисам. Данные на 22.05.2017 — здесь.