За возвращающимся из Азии в Россию танкером СПГ послали ледокол
Танкер «Кристоф де Маржери» возвращается из Китая, куда доставил партию российского СПГ. Газовоз впервые прошел в Азию в январе по Северному морскому пути, сократив путь с пяти до трех недель. Обратно танкер пойдет тем же путем, но уже с ледоколом, который сейчас идет к Беринговому проливу.
Судя по данным навигационного портала Marinetraffic, ледокол «50 лет Победы» направляется к Беринговому проливу и вошел сегодня, 3 февраля, в Восточно-Сибирское море. До возможной точки назначения судну осталось пройти 800 миль. При текущей скорости в 13 узлов до Берингового пролива ледокол дойдет за двое с половиной суток.
Иллюстрация: marinetraffic.com.
К этому же времени туда прибудет и танкер СПГ «Кристоф де Маржери». Он возвращается из порта Yangkou на восточном побережье Китая в Сабетту, где находится завод «Ямал СПГ». Последний раз газовоз передавал данные по автоматической идентификационной системе (АИС) 28 января, когда проходил мимо японского острова Цусима. Сейчас, судя по данным спутниковой связи, судно идет у берегов Камчатки, а при скорости 16 узлов преодолеет 1000 миль до Берингова пролива также через двое с половиной суток.
Иллюстрация: marinetraffic.com.
В «Атомфлоте» не ответили на запрос EADaily о маршруте следования ледокола «50 лет Победы».
Если в Китай «Кристоф де Маржери» вместе с другим танкером «Николай Евгенов» прошли в январе самостоятельно, то обратно газовоз будет идти в сопровождении ледокола. «Николай Евгенов» вообще после доставки СПГ в Южную Корею пошел обходным путем и следует сейчас к Сингапуру. «Коммерсант» сообщал, что судно повредило на Севморпути центральную двигательную установку, но техническая ли это поломка или программная, неизвестно. Судовладелец Teekay не комментирует ситуацию.
«Кристоф де Маржери» и «Николай Евгенов» — последние СПГ-танкеры в этом сезоне. В следующие месяцы лед станет слишком толстым, чтобы самостоятельно передвигаться. В феврале, доставив груз, они вернутся обратно, но им уже понадобится помощь ледоколов. Эти рейсы — результат целенаправленной работы компании и ее партнеров по расширению навигационного окна для доставки СПГ с наших арктических проектов по восточному маршруту», — заявил глава «Новатэка» Леонид Михельсон.
В Сабетту танкер «Кристоф де Маржери» планирует прибыть 17 февраля.
Как сообщало EADaily , этой зимой в Азии установились продолжительные холода и резко вырос спрос на газ. Хранилища региона при этом небольшие, а ограниченные возможности по транзиту через Панамский канал и дефицит танкеров привели к тому, что спотовая цена на сжиженный газ взлетала выше $ 1100 за тысячу кубометров. По данным Wood Mackenzie, на таком уровне котировки топлива будут держаться только на время холодов, но все равно не опустятся до рекордных минимумов, как это произошло в прошлом году. Среднюю цену в 2021 году прогнозируют на уровне $ 270.
Российские танкеры при этом осуществляли доставку контрактных грузов, чья цена составляет $ 180—250 за тысячу кубометров. И для «Ямала СПГ» важно, что проход по Северному морскому пути позволяет снизить как сроки, так и себестоимость доставки. Гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша заявлял еще в 2017 году, что сезон навигации по Севморпути длится шесть месяцев (июнь — ноябрь). При этом себестоимость доставки тонны СПГ в китайский Яньтянь через бельгийский Зебрюгге составляет, например, $ 91,5 за тонну сжиженного газа (1,38 тыс. кубометров), а по северному маршруту — $ 64.
Если путь с «Ямала СПГ» в Азию может занимать теперь три недели, то доставка СПГ из США традиционно занимает не менее четырех недель. Сейчас российский СПГ из Арктики поставляют в основном по долгосрочным контрактам с привязкой к цене на нефть. Акционером «Ямал СПГ» и одним из крупнейших закупщиков является китайская CNPC. Однако после запуска четвертой очереди мощностью 940 тыс. тонн (1,3 млрд кубометров) большая часть газа может пойти на спотовый рынок и зависеть от сезонных колебаний.
«Результаты перехода подтверждают: коммерческая перевозка грузов в восточном секторе российской Арктики в осенне-зимний период становится возможна на 1−2 месяца позже, что позволяет еще на шаг приблизиться к организации круглогодичной безопасной навигации на всем протяжении трассы СМП. В свою очередь, это будет способствовать реализации национальных планов по увеличению грузопотока в акватории Севморпути и развитию транзитного потенциала этой транспортной артерии», — сообщали в «Совкомфлоте».
Председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон при этом отмечал, что расширение периода навигации по Северному морскому пути позволяет уменьшить «углеродный след» и сократить выбросы углерода на 7 тыс. тонн в расчёте на круговой рейс.
Прогноз биржевых цен на 4 февраля 2021