За ростом нефтяных цен стоит дефицит электроэнергии в странах ОПЕК
Первопричиной того, что цена нефти держится на уровне $100 за баррель, является исчезновение дополнительных мощностей у Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Убывать дополнительные мощности начали летом 2007 года, когда в регионе Персидского залива начался дефицит электроэнергии. Потом летняя жара пошла на спад, дополнительные мощности частично восстановились, но вскоре вновь исчезли.
В некоторых странах, входящих в ОПЕК, добыча нефти уменьшилась под действием политических и технологических факторов. В других наличие дополнительных мощностей компенсировалось ростом добычи для собственных нужд сверх квот. Так или иначе, дополнительных производственных мощностей не стало.
Инвесторы и спекулянты извлекают выгоду из сложившейся ситуации, поднимая нефтяные цены до новых рекордных значений. Картель производителей, ОПЕК возлагает вину за рост цен на спекулянтов и принимаемые в США политические решения, которые провоцируют спекуляции, включая снижение процентных ставок и ослабление доллара.
Но некоторые страны ОПЕК тоже не без греха. Когда нефтяные цены растут, растут и их доходы. Часть этих доходов попадает в фонды, которые спекулируют нефтяными фьючерсами. Это может показаться парадоксальным, но нефтедоллары способствовали продвижению нефтяных цен к новым рекордам.
Кроме того, писал на днях в Financial Times специалист по энергетике, профессор Северного университета штата Огайо А. Ф. Алхаджи (A.F.Alhajji), методы, используемые некоторыми организациями и экономистами для интерпретации рыночных данных, небезупречны, так как они не учитывают фактор дополнительных мощностей. Представляемая ими картина традиционных взаимоотношений между нефтяными ценами и уровнями запасов является характерным примером. Почему нефтяные цены бьют рекорды, если запасы растут? Традиционной взаимосвязи между запасами и ценами неизменно сопутствует фактор который аналитики в настоящее время игнорируют: дополнительные мощности не должны опускаться ниже определенного уровня.
В действительности ключевым фактором, определяющим цены на нефть, являются совокупные запасы, включающие в себя запасы, сделанные промышленно развитыми странами, и дополнительные мощности, имеющиеся у добывающих стран. Несмотря на рост делаемых запасов, уменьшение мощностей делает нынешние совокупные запасы настолько незначительными, что рост нефтяных цен оказывается закономерным результатом основных рыночных показателей.
Из этого следует, что нефтяные цены останутся высокими и, возможно, продолжат бить рекорды и нынешним летом, вне зависимости от увеличения мощностей ОПЕК и разговоров о «нефтяном пике».
Нам, пишет Алхаджи, следует сосредоточить внимание на экспорте из добывающих стран, преимущественно — из региона Персидского залива, а не на добыче и не на увеличении мощностей. Даже при росте мощностей экспорт вполне может снижаться. Почему?
Экономический рост, рост населения и урбанизация в странах Персидского залива увеличили спрос на электроэнергию до такой степени, что ее дефицит будет нормой на протяжении нескольких ближайших лет. Дефицит электроэнергии и неадекватность генерирующих мощностей приводят к отставанию от графиков ряда инфраструктурных и производственных проектов в нескольких городах региона Персидского залива. Множество жилых башен в этих городах остаются не заселенными из-за нехватки электроэнергии.
Двигателем нынешнего роста нефтяных цен является не «нефтяной пик», а «электрический пик». Печально, но за эти нехватки электроэнергии приходится расплачиваться всему миру в форме высоких цен на нефть и газ. Летняя жара неизбежно вынудит страны Залива переводить газ, используемый на нефтяных месторождениях, на электростанции в период наиболее высокого спроса. Это, в свою очередь, снизит добычу нефти и отразится на экспорте. Страны, применяющие закачивание воды в нефтеносные пласты, будут выводить нефть из экспортных поставок и сжигать ее на электростанциях.
Результатом будет уменьшение экспорта плюс экологическая катастрофа. Не стоит забывать, что в регионе нет лишнего газа. Весь газ, в том числе газ с незавершенных проектов, уже распределен. Необходимо также отметить, что эти страны начали импортировать топочный мазут для электростанций. Этот импорт становится дорогим и увеличивает напряжение на глобальных рынках переработки нефти. Короче говоря, даже строительство новых электростанций не решит проблему. Для этих электростанций нет газа.
Есть и еще один осложняющий проблему фактор: вывод нефти из экспортных поставок, уменьшит бюджетные доходы, которые частично используются для финансирования этих электростанций.
По мнению Алхаджи, если бы у ОПЕК были дополнительные мощности, она могла бы покончить со спекулянтами, снизить нефтяные цены и помочь слабеющему доллару, одновременно помогая самой себе путем увеличения добычи. Поэтому, пишет он, следует забыть о «нефтяном пике» и сосредоточиться на ближайшем кризисе — «электрическом пике». Об этом пишет k2kapital.
Нефтепродукты на eOil.ru