Вылетят в трубу: поляки «отказались» от российского газа
Польша не намерена продлевать контракт с «Газпромом» — обойдутся без российского газа. В планах Варшавы получать топливо по трубопроводу Baltic Pipe из Норвегии. Непонятно, правда, чем его заполнять: достаточных ресурсов польская PGNiG не нашла. Норвежские месторождения истощаются. В итоге придется покупать европейское сырье (а по сути российское, которое пойдет по «Северному потоку — 2»), но намного дороже.
Балтийский путь
Польша многие годы, если не десятилетия, обещает отказаться от российского газа. Летом в Варшаве считали дни. Но строительство Baltic Pipe, по которому газ из Норвегии пойдет в Польшу и Данию, затормозили экологи. В июне Копенгаген отозвал разрешения.
Впрочем, проблемы с окружающей средой и защитой определенных видов животных удалось устранить. Теперь, когда проект готов почти на 70 процентов и вышел на финишную прямую, Варшава вздохнула с облегчением.
Как заявил уполномоченный по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский, польское правительство прекратит сотрудничество с «Газпромом». Варшава надеется, что Baltic Pipe заработает с 1 октября следующего года, а всего через три месяца, 31 декабря, как раз завершается долгосрочный контракт PGNiG с российским газовым монополистом.
Наимский заверил: все необходимое и в нужном количестве польская экономика получит и без России.
Поставки растут
Минувшая холодная зима вынудила Европу существенно нарастить закупки голубого топлива. В прошлом году ЕС импортировал 326 миллиардов кубометров газа. Сейчас, когда подземные хранилища наполовину пустые, а цены беспрецедентно высокие, потребность в российском сырье лишь усиливается.
«Газпром» продолжает поставки на уровне, близком к рекордному. Экспорт в дальнее зарубежье увеличился на 17,4% по сравнению с 2020-м — до 138,6 миллиарда кубометров. В Турцию — в два с половиной раза, в Германию — на треть, Италию — на 15%, Грецию — на 12,8%, Польшу — на 11,4%.
Поляков такое положение дел не устраивает. Меморандум об альтернативном проекте стоимостью около 1,7 миллиарда евро Польша и Дания подписали несколько лет назад. Половину инвестирует польский газовый оператор Gaz-System. Для Варшавы Baltic Pipe принципиально важен — и политически, и экономически.
Откуда взять
Польша потребляет 20-21 миллиард кубометров газа в год. Около пяти миллиардов — собственная добыча. Еще порядка пяти отвели СПГ-терминалу в Свиноуйсьце (пока его используют лишь на 20%). Нынешний контракт между «Газпромом» и PGNiG, подписанный 25 сентября 1996 года, гарантирует 9,8 миллиарда по газопроводу Ямал — Европа.
По замыслу «Балтийская труба» должна полностью заместить российскую. Однако газопровод обеспечен лишь на 33% — на 3,5 миллиарда кубометров в год. Больше PGNiG не нашла. И вряд ли найдет.
Во-первых, лишнего сырья у Норвегии нет: месторождения Северного моря истощаются. В 2018-м добыча уменьшилась на два процента, в 2019 году — на шесть. В стране ожидают возвращения к прежним показателям к 2024-му — за счет разработки залежей Баренцева моря.
Но пока второй после России крупнейший экспортер газа в Европу неуклонно сокращает поставки. В 2020 году норвежский экспорт в ЕС упал на 6,3 процента.
«Чтобы заполнить Baltic Pipe под завязку, надо быстро нарастить добычу, а это нереально, учитывая, что речь идет о месторождениях у берегов Норвегии: работы на морском дне всегда сложнее, нежели на суше», — указывает Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.
Никакой критики, по его словам, не выдерживают и планы PGNiG приобретать газовые проекты на шельфе Норвегии (или доли в них), так как добывать больше одного-полутора миллиардов кубометров в год там вряд ли смогут.
«Да и непонятно, кто же именно в Норвегии будет закачивать природный газ в Baltic Pipe, фактически подсоединенный к Europipe II, который направляет топливо в Германию», — добавляет Хазанов.
Опять к России
В результате, как поясняет Алексей Гривач, заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности, чтобы наполнить газопровод, нужно снять объемы с действующих труб, по которым норвежский газ идет в Германию, Францию, Бельгию и Великобританию. И компенсировать из других источников, в том числе, вероятно, из России. А платить за все это — Варшаве.
Поляки могли бы рассчитывать на сжиженный природный газ. Но это куда дороже и тоже не удовлетворит растущие нужды энергетической отрасли. В октябре 2018-го Польша заключила с американской Venture Global LNG 20-летний контракт на два миллиона тонн СПГ в год. С учетом транспортных расходов, налогов, газификации и прочего даже к 2023 году сырье из США будет обходиться как минимум на 100 долларов дороже российского.
По мнению Хазанова, у Варшавы есть лишь два варианта: либо покупать дорогой СПГ в США, Катаре или какой-то иной стране (например, у нашего «Новатэка»), либо приобретать голубое топливо в Германии. То есть фактически из обоих российских «Северных потоков». В итоге, скорее всего, придется снова договариваться с «Газпромом».
Прогноз биржевых цен с 20 по 24 сентября 2021