Введение Казахстаном запрета на экспорт нефтепродуктов заслуживает пристального внимания
Как сообщает OilCapital.ru, запрет на экспорт нефтепродуктов из Казахстана заслуживает пристального рассмотрения, говорится в ежедневном аналитическом обзоре развивающихся рынков от Citigroup.
По словам аналитиков Citigroup, борьба Казахстана с инфляцией приобрела неожиданный оборот 19 мая, когда правительство страны заявило о введении запрета на экспорт любых нефтепродуктов до сентября — с целью «остановить рост цен на топливо». Этот запрет последовал за схожими административными мерами: запрещением экспорта пшеницы (до конца сентября) и риса (до конца года) и введением налога на экспорт сырой нефти (вступающего в силу с 1 июня). Правительство страны ожидает, что эта мера поможет удовлетворить внутренний спрос, в то же время обеспечив около $1,3 млрд дополнительных доходов.
В первом квартале 2008 г. Казахстан экспортировал нефтепродуктов на сумму около $430 млн, что на 0,3% больше, чем за этот же период в предыдущем году. Объем экспорта в июне-сентябре 2007 г. составил $336 млн. По оценке аналитиков Citi, если похожие темпы роста (0,3% в годовом выражении) будут наблюдаться и в этом году, то можно предположить, что активный торговый баланс страны потеряет $337 млн (или 1,6% своего текущего объема) за счет запрета на экспорт. С учетом роста цен на твердое топливо (в апреле он составил 27,8% в годовом выражении) и ожидаемых дополнительных доходов от налога на сырую нефть, правительство страны считает эти потери сравнительно небольшой платой за достижение положительных результатов в борьбе с инфляцией, передает ««РосФинКом»«.
Тем не менее, говорится в отчете Citi, такие действия не только подчеркивают обеспокоенность правительства инфляционным давлением в краткосрочной перспективе, но и демонстрируют его нежелание проводить жесткую денежно-кредитную политику в отношении неясной коррекции в банковском секторе, что позволило Государственному банку Казахстана (ГБК) поддерживать стабильность тенге.
Несмотря на то, что само по себе сокращение активного торгового баланса страны на $337 млн. не обязательно будет значимым явлением, аналитики ожидают, что дефицит текущего баланса составит около 3,3% ВВП. Это, по мнению Citi, будет оказывать длительное давление на тенге и, как следствие, — на позицию ГБК как хранителя валютных резервов, несмотря на вполне достаточный объем валютных запасов, составляющих сейчас $21 млрд.
Нефтепродукты на eOil.ru