Волны-убийцы
Море стало для нефтяников золотым дном потому, что месторождения на материках с каждым годом истощаются. Но когда море бушует, то рвёт на своем пути все препятствия. Волны-убийцы сносят всё на своем пути. Они бьют по слабым местам, не прощают ошибок в конструкциях огромных стальных островов. Маленькая трещина или небольшая неисправная деталь могут привести к гибели стальных махин высотой с двадцатиэтажный дом.
До сих пор не найдено эффективных способов против волн-убийц. На многих нефтяных платформах предпочитают эвакуировать сотрудников, если есть возможность. 26 августа этого года американское агентство CNN сообщило, что ураган Харви заставил эвакуировать людей с нефтяных платформ около побережья штата Техас. Американцы помнят, как в 2005 году буровые установки в Мексиканском заливе накрывали 24-метровые волны, срывали их и переносили на тысячи километров. Хорошо, что персонал смогли вовремя эвакуировать. Те, кто попадает под власть стихии, могут надеяться только на везение.
Гибель нефтяного «Титаника»
Казалось, ученые предусмотрели все при создании морской платформы Ocean Ranger. Это была крупнейшая в мире полупогружная платформа. Её строили в Японии. Она была предназначена для того, чтобы выдерживать суровые условия на море — ветры мощностью 190 км/ч и 34-метровые волны. Могла работать на глубине 460 метров и бурить до глубины 7600 м
14 февраля 1982 года, в день влюбленных было получено сообщение о надвигающемся шторме, вызванном атлантическим циклоном. По инструкции при подготовке к плохой погоде нужно отвести бурильную трубу на устье скважины и отключить стояк. Но сильный ветер и скорость, с которой развивалась буря, помешали экипажу Ocean Ranger сделать все работы правильно. Они смогли только немного сдвинуть бурильную трубу, после чего отключили стояк. Но сделали это раньше времени.
Информацию об ухудшении погоды экипаж Ocean Ranger получил из радиопередачи своих соседей. Они сообщали: волны достигают 17 метров высотой. У них волна сорвала спасательный плот, повредила оборудование на палубе, выбила иллюминатор, началось затопление. Соседи начали спасать свою платформу.
Ветер был страшный — 190 км в час. Волны достигали 20 метров. От этого клапаны на панели управления балластом Ocean Ranger открывались и закрывались сами по себе. Но ничего не предвещало катастрофы. На соседних платформах не видели ничего необычного. Наступила глубокая ночь.
В 00:52 по местному времени 15 февраля соседние платформы получили с Ocean Ranger тревожную весть: им была нужна немедленная помощь. Это было их первое сообщение. Через 38 минут они передали свое последнее сообщение: «Дальнейших радиопередач от Ocean Ranger не будет. Мы отправляемся на спасательные шлюпки». Экипаж покинул платформу. Платформа оставалась на плаву ещё примерно полтора часа.
Из-за плохой погоды первый вертолет прибыл на место крушения только через несколько часов. Ветер и ледяная вода привели к тому, что большинство экипажа утонуло.
В течение недели из вод Северной Атлантики извлекали погибших, нашли 22 тела. В докладе береговой охраны Соединенных Штатов говорилось, что «люди либо решили плыть самостоятельно, либо были выброшены в воду в результате неудачного запуска спасательного оборудования». Хотя на буровой установке проводились занятия по отработки действий сотрудников в чрезвычайных ситуациях, до сих пор неясно, насколько эффективно была проведена эвакуация платформы. Есть свидетельства о том, что, по крайней мере, одна спасательная шлюпка с 36-ю рабочими была успешно спущена с утопающей платформы. Но что случилось потом, неизвестно. Свидетели на соседней буровой видели людей в воде. Тайна гибели 84 человек, всех, кто был на борту платформы, до сих пор неизвестна. Выживших не было.
Сила морских волн достигала такой силы, что буровую платформу волокло по дну – ее нашли в 148 метрах от места дислокации.
Как подломились «ноги» у писательской платформы
Вечер 27 марта 1980 года стал черным днём для норвежской буровой «Александр Киелланд». Так норвежцы назвали буровую в честь своего самого известного писателя XIX века. Александр Киелланд был настолько реалистом, что многие люди испытали настоящее потрясение после прочтения его книг. Буровая в море в честь писателя стала ещё одной страшной историей. Но написали о ней уже другие писатели.
Буровая установка серии Pentagone принадлежала компании Stavanger Drilling Company в Норвегии и была нанята для американской компании Phillips Petroleum. Шторм и волны высотой 12 метров обрушились на пять «ног» буровой. Примерно в 18.30 экипаж – 212 человек – почувствовал удар. Это надломилась одна из пяти «ног». Установка накренилась на 30 градусов. Ее какое-то время удерживали якорные кабели, но один за другим они обрывались. Буровая начала тонуть, вместе с ней стали тонуть люди.
Большинство из них смотрели в кинотеатре фильм и в первую минуту не поняли, что произошло. Началась паника. Люди отчаянно пытались найти хоть какие-то средства спасения. Некоторым удалось добраться до спасательных шлюпок, прежде чем платформа полностью опрокинулась, а другие свалились в море, когда буровая начала наклоняться.
Ветер, дождь и огромные волны – все уничтожало людей. Их сметали волны, когда они пытались добраться на спасательные суда или соседние буровые установки. Погибло 123 человека. Эта катастрофа была самой крупной в норвежских водах после Второй мировой войны.
В ходе расследования выяснилось, что надломившаяся «нога» буровой находилась над той частью платформы, где размещались жилые помещения для рабочих. К 1978 году к платформе были добавлены дополнительные жилые блоки, чтобы можно было разместить до 386 человек. Этой нагрузки платформа не выдержала. Кроме того, был обнаружена маленькая трещина в сварном шве на одном из креплений. Эксперты сказали, что эта трещина появилась в результате «усталости» металла.
После этой катастрофы нефтяные компании стали уделять особое внимание безопасности, стальные «ноги» стали надежнее. Но работа в море преподносила другие неприятные сюрпризы.
Поломка связи – платформа сгорела полностью
В 1988 году мир потрясла еще одна катастрофа. Летним июльским днем мощный взрыв потряс английскую платформу Piper Alpha (открыта в 1973 году, введена в эксплуатацию в 1976 году). Она была одной из крупнейших оффшорных нефтяных платформ в Великобритании. Здесь добывалось более 300 000 баррелей сырой нефти в день: около десяти процентов от общего объёма добычи нефти в стране.
Как выяснилось, произошла утечка газа из конденсатной трубы. Рабочие выполняли обычные профилактические технические работы. Они убрали предохранительный клапан давления в одном из насосов. Открытая труба была временно закрыта двумя заглушками. Была допущена ошибка — рабочие оставили временную крышку. При таких условиях нельзя было включать насос, но об этом второй экипаж не знал. Ещё одно роковое обстоятельство – связь между двумя экипажами в этот день не работала.
Ночной экипаж на платформе включил неисправный насос, под давлением заглушку вышибло из трубы. Это привело к утечке газового конденсата, что вызвало воспламенение. Огонь усиливался из-за того, что с соседних платформ продолжали подавать газ — Piper Alpha служила ещё и перевалочной базой.
Огонь на платформе не могли потушить три недели. Платформа сгорела полностью.
Погибло 165 человек. Убытки составили примерно $1,4 млрд.
Мгновенная катастрофа
Тайфун обрушился на газовое месторождение Платонг. В Южно-Китайском море к югу от Бангкока поднимались 12-ти метровые волны. В этом районе вело работы буровое судно Seacrest, также известное как The Scan Queen. На корабле была установлена бурильная труба длиной более трёх километров, что привело к неустойчивому центру тяжести. Как полагают эксперты, это стало главной причинной катастрофы.
Опрокидывание произошло так быстро, что члены экипажа даже не смогли подать сигнал бедствия. Поисковые работы начались только на следующий день, 4 ноября 1989 года. Вертолёт обнаружил судно, плавающее вверх дном. Только шесть из 97 членов экипажа были спасены.
Сегодня о крупных катастрофах, главная вина в которых лежит на штормовой погоде, мир пока не слышит. Конструкторы морских нефтяных платформ учли ошибки своих коллег. До той поры, пока волны-убийцы не подскажут слабое звено.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 4 по 8 сентября 2017 здесь.