В обход пролива

В Азии начинается строительство стратегически важного нефтепровода и двух нефтеперерабатывающих предприятий. Участие в проекте общей стоимостью 14 млрд долл. примут Малайзия, Китай, Южная Корея, Япония, Иран и Саудовская Аравия. Цель его — уменьшить объем поставок нефти через Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии, один из наиболее загруженных морских путей в мире, сообщает РБК-daily.

Малаккский пролив расположен между островом Суматра и полуостровом Малакка. В самом узком месте его ширина составляет всего 2,8 км, минимальная глубина пролива — 25 м. Пролив контролируется Малайзией, Индонезией и Сингапуром и является кратчайшим путем из Индийского океана в Тихий. Поэтому, несмотря на трудности навигации, ежегодно через Малаккский пролив проходит около 50 тыс. судов, что составляет половину всех морских перевозок нефти в мире. Идущие по этому маршруту танкеры доставляют ближневосточную нефть в Китай, Южную Корею и Японию.

В последние годы страны Юго-Восточной Азии активно ищут замену Малаккскому проливу, отмечает эксперт британского Economist Intelligence Unit Фунг Суи. Загруженность его продолжает повышаться в связи с ростом спроса на нефть в Китае. Кроме того, серьезной проблемой являются нападения пиратов на суда. Индонезия, Малайзия и Сингапур в 2004 году усилили патрулирование пролива, что позволило снизить число нападений со 150 в 2003 году до 50 в 2006-м, однако по-прежнему Малакк­ский пролив остается рискованным маршрутом транспортировки энергоресурсов.

Альтернативой Малаккскому проливу должен стать новый маршрут, для организации которого планируется по­строить сухопутный нефтепровод и два НПЗ в Малайзии. Труба длиной 320 км соединит малайзийские штаты Кедах и Келантан на севере страны. Сырая нефть с Ближнего Востока будет доставляться в Кедах, перерабатываться на местных НПЗ, а затем транспортироваться по трубопроводу в Келантан. Здесь нефть будет грузиться на танкеры и сразу отправляться в Южно-Китайское море, минуя Малаккский пролив и Сингапур.

Строительство нефтепровода начнется уже в августе. Как ожидается, один из двух прибрежных НПЗ мощностью 200 тыс. барр. в сутки будет введен в эксплуатацию до конца 2010 года. Об этом источник в администрации штата Кедах сообщил Associated Press на условиях анонимности. Сроки завершения проекта пока не обозначены.

По оценкам ИК Aseambankers, проект примерно на 70 % будет профинансирован зарубежными инвесторами — Ираном, Саудовской Аравией и Китаем. Малайзийская национальная нефтегазовая компания Petronas не получит долю в проекте, поскольку по трубам будет экспортироваться не малайзийская, а ближневосточная нефть. Оставшиеся 30% инвестиций будут получены от строительных компаний Малайзии: Merapoh Resources Corp. и SKS Ventures обеспечат сооружение НПЗ, а Trans-Peninsula Petroleum проложит трубопровод.

Фунг Суи отмечает, что реализация проекта может иметь важное экономическое значение не только для экспортеров и потребителей, но и для самой Малайзии, поскольку создаст большое число рабочих мест в Келантане, самом бедном штате страны. «В то же время проект представляет серьезную угрозу для прекрасной природы этого региона, поэтому экологи не будут ему рады», — говорит эксперт.

Политический контекст осуществления данного проекта тоже неоднозначен, отмечает Фунг Суи. Благоприятным фактором служат прочные дипломатические отношения между Малайзией, Ираном и Саудовской Аравией, которые входят в состав Организации Исламская конференция. Однако серьезным препятствием для строительства трубопровода и НПЗ могут стать возможные санкции против Ирана со стороны США.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
США ввели санкции против «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти»
США объявили о самых существенных санкциях против энергетики России
США ввели санкции против «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» (Видео)
США ввели масштабные санкции против российских нефтегазовых компаний и их топ-менеджеров.