В Казахстане нашли причину дорожания бензина
Причиной роста цен на горюче-смазочные материалы у компаний, которые не являются доминантами на рынке АЗС, является дефицит ГСМ на рынке. С таким заявлением выступили на пресс-конференции представители ряда АЗС.
Согласно их информации, нефтеперерабатывающие заводы и компании, занимающиеся переработкой нефти, не реализуют топливо малым и средним предприятиям в связи с неэффективностью таких сделок, так как экспорт топлива приносит таким компаниям больше прибыли. В результате оптовые поставщики предлагают ГСМ на рынке по ценам выше, чем получают АЗС, принадлежащие крупным сетям. Это вынуждает мелких игроков на рынке поднимать розничные цены на своих АЗС, сообщает azakh-zerno.kz.
«На АЗС компаний, не являющихся монополистами, цена на 5-7 тенге ( 1.05-1.47 рублей ), а то и 10 тенге ( 2.1 рубля ) выше, чем у монополистов. Почему? Каждый желающий может позвонить в колл-центр и попросить объем. Вашу заявку примут, но объем вам не дадут, в связи с его отсутствием. Тут же через какие-то другие компании вам предложат топливо, но уже по другой цене», — сказал заместитель директора компании «VR Мунай» Руслан Мухамбеткалиев. В результате подобных действий многие компании вынуждены приостанавливать свою деятельность, отправлять людей в отпуска без содержания или увольнять, отметил он.
«До 7 сентября 2009 года в республике не действовал запрет на экспорт ГСМ и компании-экспортеры получали очень хорошие деньги, больше чем за товар, который они продавали на внутренний рынок. Есть неофициальная информация, что в связи с запретом на экспорт ГСМ эти оптовые компании просто хранят топливо, не выпуская его на внутренний рынок для АЗС», — сообщил Р. Мухамбеткалиев.
Участники пресс-конференции предлагают решить сложившуюся проблему через снижение отпускных цен на топливо на НПЗ, обеспечение равного доступа к объемам ГСМ на НПЗ, повышение экспортной пошлины на нефтепродукты, с тем, чтобы экспорт топлива стал экономически не эффективен.