В Европе дорожает дизель: топливу из российской нефти сложно добираться до ЕС
За месяц оптовая цена дизельного топлива в Европе подорожала на 12%. Основные поставки идут из стран Ближнего Востока и Азии, которые закупают российские нефть и нефтепродукты. А кризис в Красном море привел или к снижению экспорта, или задержкам поставок за счет более продолжительного обходного пути вокруг Африки. Ситуацию усугубляет то, что Россия сама снизила поставки дизельного топлива на экспорт.
«Нападения хуситов на торговые суда приводят к росту цен на дизельное топливо в Европе. По данным General Index, с начала года оптовая стоимость топлива, поставляемого в Северо-Западную Европу, подскочила на 12% и составила чуть более $ 116 за баррель», — сообщает Bloomberg.
Как отмечает агентство, европейские НПЗ не производят достаточного количества дизельного топлива, чтобы удовлетворить спрос. Поэтому регион зависит от импортного дизеля. Большая его часть поступает из стран Ближнего Востока и Индии. Первые нарастили импорт российских нефтепродуктов и экспортируют по более высокой цене свое. А Индия закупает российскую нефть, часть которой после переработки также отправляют за границу. Это не противоречит санкциям «Большой семерки» и ЕС.
«Своими действиями хуситы вынуждают перенаправлять суда, и они совершают более длительные рейсы (вокруг Африки) и, следовательно, растут затраты на импорт», — сказал агентству руководитель отдела нефтепереработки консалтинговой компании FGE Юджин Линделл. Он отметил, что некоторые суда все еще следуют через Красное море и Суэцкий канал, но у них выросли расходы на страхование.
«Дизельное топливо также связано с ценами на нефть, которая также дорожает, поскольку трейдеры обеспокоены растущей напряженностью на Ближнем Востоке и изменением курса танкеров. Однако рост цен на топливо опередил рост цен на сырую нефть», — продолжает Bloomberg. Оно замечает, что ситуацию с поставками усугубят плановые и неплановые остановки НПЗ в Европе.
Более того, Россия сама сократила экспорт дизтоплива. Минэнерго сообщало, что поставки в январе снизились на 23% по сравнению с первым месяцем зимы прошлого года, чтобы стабилизировать внутренний рынок.
С февраля 2023 года Европа не импортирует российские нефтепродукты, но они идут на другие рынки, включая страны Ближнего Востока. И по этой причине те также могут сократить уже отгрузку для европейских потребителей.
«Рынок дизельного топлива является глобальным, поэтому, если производство сокращается в одном регионе, повышательное давление распространяется на весь рынок»,
— добавили в агентстве.
Прогноз биржевых цен с 5 по 9 февраля 2024