В Азию идут европейские танкеры с российской нефтью, которые могут стать «призраками»
Не менее 15 европейских танкеров с российской нефтью направляются в Азию и прибудут туда после 5 декабря, когда «Большая семерка» обещала ввести потолок цен на сырье из России. Однако лимит стоимости до сих пор не установили. Его введение в последний момент грозит тем, что танкеры потеряют страховку и европейские судовладельцы обязаны будут остановить транспортировку, если цена груза окажется выше установленной.
Не менее 15 танкеров идут вдоль берегов Европы из портов в Балтийском море и транспортируют российскую нефть в Азию с прибытием в конечный пункт после 5 декабря. Об этом свидетельствуют данные навигационных порталов. Так, например, греческое судно Kythira Warrior следует из Усть-Луги в Сингапур и должно прибыть туда 18 декабря. Мальтийский танкер Syra, в свою очередь, доставит груз в индийскую Сику 6 декабря, а HAI II под либерийским флагом — 22 декабря в китайский порт Циньдао.
Всего на борту 15 танкеров находится не менее 12−13 млн баррелей российской нефти стоимостью более $ 800 млн. Судя по открытым базам данных, владельцем нескольких судов может быть российский «Совкомфлот», но не менее 8 танкеров принадлежат европейским судовладельцам, в основном с греческой регистрацией и, очевидно, страховкой судна и груза в странах ЕС.
Такая ситуация с судами грозит тем, что после 5 декабря, не добравшись еще до пункта назначения, они могут стать «призраками». Дело в том, что тогда Евросоюз должен ввести лимит цены на российскую нефть и европейскому бизнесу станет запрещено оказывать любые услуги по транспортировке российской нефти в третьи страны, если стоимость груза превышает установленные ограничения.
Какие они? Неизвестно до сих пор. На днях глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен дала интервью Bloomberg и сообщила, что конкретные параметры потолка цен еще не установлены. Таким образом, может оказаться, что идущие в Азию танкеры перевозят нефть, проданную по «завышенной» цене. Министр финансов США Джанет Йеллен называла ориентировочный лимит в $ 60. Позже в СМИ сообщали о возможной планке в $ 63−64. Однако в последнее время нефть сорта Urals торгуется в среднем в районе $ 70 за баррель и такая же цена заложена в бюджет России на следующий год.
И если случится несоответствие, то у танкеров и грузов аннулируют страховку, и транспортировка должна быть прекращена.
Возможно, при объявлении потолка цен Брюссель сообщит и о неких исключениях для грузов, которые уже находятся в пути. Однако это только предположения.
«Мы можем увидеть отсрочку введения потолка цены в ЕС. США уже говорили о переносе сроков для загруженных до 5 декабря танкеров на 19 января», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Он отмечает, что США пытаются максимально успокоить рынок и смягчить введение ограничительных мер.
«Ведь 5 декабря должны были заработать сразу два вида санкций (в том числе эмбарго на поставки нефти в ЕС морским путем, кроме Болгарии). Это добавляло нервозности. Соответственно, цены росли. И под удар попадают импортеры, в том числе США и страны ЕС. Поэтому США разводят санкции», — отмечает аналитик ФНЭБ. По его мнению, не исключено, что введение может переноситься неоднократно под видом формирования новой коалиции, так как в реальности США выгодно оттягивать введение санкций из-за полной неопределенности с последствиями.
«Вопрос сейчас состоит в том, достаточно ли у России флота, чтобы переориентировать поставки на Азию и игнорировать требования „Большой семерки“. Это неизвестно. В случае нехватки судов экспорт сократится. И тогда в первую очередь также пострадают импортеры, так как нефть будет дорожать, будет раскручиваться инфляция, которую будут гасить ростом ставки центрального банка, а это ведет к рецессии. Поэтому ни США, ни Евросоюзу не хотелось бы идти по такому сценарию. Но и отказаться от потолка цены как меры антироссийского давления они тоже не могут, потому что уже заявили», — добавил Игорь Юшков.
Как писало EADaily, в декабре Европа откажется от российской нефти, а с февраля — от нефтепродуктов. Изменение глобальных потоков нефти удлинит маршруты и сделает их более затратными. Обеим сторонам понадобится большое количество дополнительных танкеров, заявляют судовладельцы. Для России ситуацию усложняют планы «Большой семерки» запретить транспортировку и страхование ее нефти и нефтепродуктов в страны, которые не поддержат лимит цен. Однако есть «серый» танкерный флот, который уже наращивают под Россию.
Прогноз биржевых цен на 16 ноября 2022