Уолл-стрит готов раздуть новый пузырь из CDS
Банки и крупные инвесторы вновь обратили свои взгляды на кредитные дефолтные свопы (CDS) – деривативы, бум на которые в свое время стал одной из причин финансового кризиса 2008 года, пишет газета The Financial Times. Новый виток интереса к CDS связан с опасениями Уолл-стрит относительно роста волатильности на долговом рынке, который может последовать за повышением процентных ставок.
Наверное, трудно найти инструмент с еще более одиозной репутацией, чем кредитный дефолтный своп – рыночный дериватив, страхующий от дефолта по долгам отдельных компаний или стран. При поиске в Google по запросу «худшее изобретение Уолл-стрит» именно он выдается в первой строке. Несколько лет подряд финансовые регуляторы пытались ограничить торги CDS, популярность которых способствовала финансовому кризису 2008 года. Тем не менее 7 лет спустя крупные инвестиционные компании США вновь готовы вкладываться в кредитные дефолтные свопы, отмечает The Financial Times.
При этом финансисты надеются, что торги CDS станут более прозрачными, переместившись из внебиржевого рынка на открытый рынок, регулируемый федеральным законодательством, а расчеты по сделкам будут проводиться через клиринговые системы. Количество клиентов инвесткомпаний, желающих торговать кредитными дефолтными свопами на таких условиях, подскочило с начала года на две трети.
Рост популярности CDS связан с непростой ситуацией на рынке облигаций, который в последнее время переживает скачки волатильности. Инвесторы активно покупали бонды на фоне агрессивной политики центробанка, который понизил процентные ставки до минимальных значений. Недавний обвал на рынке облигаций вызвал у регуляторов опасения, что финансисты начнут вытряхивать долговые бумаги из своих портфелей, когда процентные ставки будут повышены. Это неминуемо создаст панические настроения на долговом рынке.
Сделки с инструментами fixed income, между тем, остаются довольно сложными, поскольку банки отошли от привычной роли посредников в сделках по облигациям и кредитным деривативам из-за ужесточившихся регулятивных норм вследствие финансового кризиса. Снижение ликвидности долгового рынка привело к тому, что многие крупные игроки сочли покупку бондов отдельных компаний слишком трудоемкой. В этом свете кредитный дефолтный своп предстает для них альтернативным способом получить доступ к долговым обязательствам интересующей компании, не покупая при этом ее облигации.
«Однотитульные CDS (то есть страхующие обязательства только одной компании) предлагают простой и эффективный способ работы с кредитным риском, который нам не может дать нынешний вторичный рынок корпоративных облигаций», – считает Супурна Ведбрат, соруководитель подразделения электронных торгов в хедж-фонде BlackRock.
Закат эпохи CDS в кризисные годы только усугубил ситуацию с нехваткой ликвидности на кредитном рынке. По мнению брокеров, появление ликвидного дериватива поспособствует развитию рынка корпоративного долга. «Наличие активно торгуемого однотитульного CDS окажет положительное влияние на весь широкий рынок корпоративных облигаций. Я думаю, что мы, равно как и долговой рынок, очень заинтересованы в том, чтобы этот инструмент стал более ликвидным», – цитирует The Financial Times слова главы кредитного подразделения в крупном инвестбанке.
Эксперты, впрочем, отмечают, что перевод расчетов по сделкам с CDS в клиринговые системы снизит капитальные затраты для банков, однако это повлечет за собой повышение расходов для других инвесторов. Эта модель уже сработала в случае с индексными свопами. «Многие участники рынка прекратили сделки с этими инструментами в значительной степени из-за нехватки капитала. При этом они убедились, что этими деривативами вполне можно торговать», – заявил Майкл О’Брайен, директор отдела глобального трейдинга в Eaton Vance.
Однако если объемы торгов индексными свопами существенно не меняются, то обороты однотитульных CDS сейчас составляют меньше трети от своих пиковых значений, достигнутых в 2008 году, отражая снижение способности инвесторов совершать сделки с облигациями, свидетельствуют данные Банка международных расчетов.
Напомним, что в период с 2007 по 2009 годы Чикагская товарная биржа (CME) и Deutsche Boerse пытались выйти на рынок кредитных деривативов. Они обратились в финансовую компанию Markit и Международную ассоциацию свопов и деривативов (ISDA) за необходимыми разрешениями.
Однако банки, контролирующие эти структуры, дали им инструкции заблокировать эти инициативы. В результате Еврокомиссия инициировала судебное разбирательство по этому делу. В 2011 году Чикагская товарная биржа (CME) все-таки создала регулируемый рынок CDS, но он до сих пор не заработал. Аналитики вновь связывают это с лобби инвестиционных банков, желающих торговать свопами на внебиржевом рынке.