Украина. Нервные цены. Бензин опять сильно подорожает из-за действий правительства
За первые две недели 2009-го высокооктановый бензин в столице подорожал более чем на 30 коп. — 13 января литр А-95 на некоторых киевских АЗС стоил более 5,37 грн, данные UPECO. Примерно до такого же уровня выросло в цене высокооктановое топливо в Донецкой области и АР Крым. В остальных регионах стоимость 95-го колебалась от 4,87 до 5,18 грн/л. «Сегодня литр бензина обходится приблизительно на 30 коп. дороже, чем следовало бы, — объясняет исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. — Игроки нефтерынка страхуются от грядущего повышения акциза и возможного введения импортной 12%-ной пошлины. Но нынешнее подорожание сложно назвать спекуляцией. Рынок нервничает. Если бы ситуация была стабильной, топливо стоило бы, как в конце декабря».
Большинство экспертов также связывают подорожание топлива на заправках с повышением акцизов. 2 января президент подписал закон, которым в том числе повышается акцизный сбор с моторных марок бензина и дизтоплива — с EUR60 до EUR110 за тонну и с EUR20–45 до EUR70–85 соответственно. При этом, как отмечают аналитики, рост цен на 30 коп. не окончательный. «Как только закон о повышении акцизов встул в силу , литр топлива подорожает на 50 копеек», — объясняет исполнительный директор UPECO. Таким образом, уже к концу января А-95 будет стоить на АЗС в среднем 5,5–5,6 грн/л.
Но и это еще не предел. Практически одновременно с «акцизным» законом ВР приняла законопроект о введении временной надбавки к таможенным пошлинам в размере 12%. Однако этот документ пока не подписан президентом. К тому же при принятии законопроекта в его текст «с голоса» было внесено около десятка правок, поэтому никто из экспертов точно не знает, будет ли пошлина с надбавкой распространяться на импортный бензин и на какие именно сорта. «Есть информация, что может быть введена дестабилизирующая рынок пошлина на импортные нефтепродукты в размере 12%. Но непонятно, когда будет введена эта пошлина — с момента публикации закона или же будет какой-то переходной период», — рассказывает Сергей Куюн. Если этот документ все же будет подписан президентом, розничная стоимость, к примеру 95-го, превысит 6 грн/л.
Впрочем, высокий октан имеет все шансы подорожать до 6 грн/л и без новых пошлин. Практически весь 95-й, продаваемый в Украине, импортный. Соответственно, рост курса доллара по отношению к гривне автоматически увеличивает стоимость привозных нефтепродуктов. Правда, до последнего времени подорожание доллара компенсировалось удешевлением нефтепродуктов на мировых рынках. Поэтому до конца декабря стоимость топлива на украинских АЗС оставалась неизменной. Однако в последнее время мировые цены на нефть стабилизировались на отметке $40–45 за баррель, поэтому снижение курса гривни уже будет напрямую влиять на внутренние цены. «Мировой рынок нефтепродуктов традиционно привязан к американской валюте — расчеты за топливо производятся в долларах. Впрочем, изменение курса валют, которое мы сегодня наблюдаем (имеется в виду повышение курса доллара с 7,5–8,0 UAН/USD в декабре до нынешних 8,5–9,0 UAН/USD, на рост цен в январе повлияло несущественно, — объясняет Сергей Куюн. — Во-первых, с момента скачка курса доллара до появления на украинском рынке товара, закупленного по новому курсу, должно пройти 2–4 недели. Во-вторых, игроки рынка (благодаря сезонно-низкому потреблению) практически не приобретали топливо в декабре–начале января, когда повысился курс доллара, и сегодня у них нет необходимости компенсировать затраты, связанные с курсовыми колебаниями, повышением розничных цен».
По подсчетам Сергея Куюна, подорожание доллара на гривню на внутреннем рынке приводит к росту розничной стоимости литра бензина (спустя несколько недель) на 26–27 коп. Таким образом, уже в феврале розничные цены на А-95 должны вырасти до 5,7– 5,8 грн/л. А в случае дальнейшей девальвации национальной валюты — и до 6 грн/л.