«Транснефть» отложит капремонты
«Транснефть», тариф которой на 2016 год был повышен значительно меньше ожиданий компании, сдвинет сроки своей программы капремонта трубопроводов. Инвестиции в расширение нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО), которые в основном беспокоили рынок, будут оставлены без изменений. По мнению собеседников «Ъ» в правительстве, госкомпания будет дожидаться момента, пока политическая конъюнктура позволит ФАС ослабить давление на тарифы.
«Транснефть» сократит инвестиции в рамках программы капремонта в ближайшие два года, но в целом до 2020 года она будет выполнена, заявил «Ъ» первый вице-президент компании Максим Гришанин (см. интервью на этой странице). Он добавил, что создание новых объектов, в том числе расширение ВСТО, не будет отложено. К 2020 году «Транснефть» должна увеличить мощности ВСТО с 58 млн до 80 млн тонн нефти в год, под это расширение «Роснефть» уже заключила контракты на поставку нефти в Китай.
Проблемы «Транснефти» связаны с тем, что ФАС неделю назад проиндексировала ее тарифы всего на 5,76%, что примерно вдвое ниже уровня, который запрашивала компания. Как пояснял тогда источник «Ъ», знакомый с позицией ФАС, «такова общая линия регулирования, и «Транснефть» как не самая бедствующая монополия не может быть исключением». В «Транснефти» до этого говорили, что снижение индексации может привести к нехватке средств на расширение ВСТО (общий объем на увеличение мощности трубы до 80 млн тонн весной оценивался в 172 млрд руб.), а после вердикта ФАС взяли паузу для оценки. Собеседники «Ъ» на рынке предполагали, что «Транснефть» попробует надавить на регулятора, заявив о необходимости сокращения инвестиций в нефтепровод.
Но пока компания выбрала другую тактику: никаких проектов из инвестпрограммы официально не исключать, а неизбежное перераспределение средств провести за счет наименее болезненного сегмента — капремонта (на него приходится 60% от вложений «Транснефти»). По мнению источников «Ъ» в правительстве, монополия рассчитывает на то, что политика ФАС в отношении тарифов в определенный момент изменится — либо из-за улучшения экономической ситуации, либо «потому что никто так жить дальше не сможет». Тарифная кампания на 2016 год в разгаре, на очереди утверждение тарифов на железнодорожные грузоперевозки, газ и передачу электроэнергии.
«Ситуация с индексацией тарифов всегда одна и та же: все, что вы недодали монополиям сейчас, вам придется компенсировать позднее и в большем объеме либо смириться с отказом от определенных проектов»,— говорит Александр Григорьев из ИПЕМ. Подобную ситуацию, как писал «Ъ» 30 марта, контрольное управление (КУ) президента фиксировало в электросетях, где регуляторы с 2012 года применяли сглаживание необходимой валовой выручки сетей, тем самым сдерживая рост тарифов. В итоге, по оценке КУ, недополученный объем выручки к 2017 году должен достичь 159 млрд руб., что может привести к резкому скачку тарифов. Господин Григорьев согласен с тем, что сейчас логика ФАС по ужесточению индексации тарифов имеет обоснование, но призвал «не забывать, что инвестпрограммы монополий служат важнейшим источником заказов для многих отраслей промышленности».