Теневой флот газовозов приступил к вывозу российского СПГ через Европу
Газовозы малоизвестных судовладельцев с Ближнего Востока присоединились к вывозу российского СПГ через Европу. Танкеры получили и разрешение на проход по Северному морскому пути (СМП) летом. Очевидно, для вывоза сжиженного газа по всему маршруту — с самого «Ямал СПГ» для доставки в Азию через Европу. Будут ли суда использовать для санкционного «Арктик СПГ — 2», пока неизвестно.
Три новых газовоза малоизвестного оператора White Fox Ship Management из ОАЭ присоединились к вывозу ямальского СПГ через бельгийский терминал в Зебрюгге. С 30 мая по 30 июня North Mountain, North Air и North Way покинули Европу и направились в Азию. Очевидно, в Китай. Еще один танкер, North Sky, только направляется в Северо-Западную Европу.
Евросоюз ввел запрет на перегрузку российского СПГ в европейских портах, но он вступит в силу только через девять месяцев. Поэтому еще в мае операции на терминалах ЕС возобновились. В апреле почти все грузы ямальского СПГ переваливали только в Кильдинском заливе под Мурманском.
Традиционно вне сезона навигации на Северном морском пути танкеры ледового класса доставляют ямальский СПГ на терминалы ЕС или под Мурманск. Оттуда же грузы увозят уже обычные газовозы. Таким образом оптимизируется работа судов ледового класса.
White Fox Ship Management стал первым малоизвестным оператором, который вывозит ямальский СПГ. Остальные 25 судов принадлежат японской MOL и европейским GAC Shipping & Logistics и Dynagas. Еще один танкер контролируется «Совкомфлотом».
По данным «Главсевморпути», все танкеры White Fox Ship Management получили разрешение ходить по Северному морскому пути до 7 сентября. Очевидно, речь идет о том, что танкеры ледового класса пойдут по СМП, а обычные танкеры в сезон навигации будут забирать грузы прямо на «Ямал СПГ», чтобы пойти в Азию через Европу.
Как писало в мае EADaily , White Fox Ship Management — не единственный новый оператор, чьи танкеры могут присоединиться к вывозу российского СПГ. Также в ОАЭ появился оператор Nur Global Shipping. Он управляет четырьмя газовозами Pioneer, Asya Energy, Mulan и New Energy. Три газовоза находятся сейчас в Средиземном море.
Все эти танкеры в западных СМИ называют теневым флотом по вывозу российского СПГ.
При этом будут ли суда использоваться и для транспортировки грузов со второго арктического проекта, «Арктик СПГ — 2», который попал под прямые санкции США и ЕС, неизвестно. Хотя ему они как раз и нужны. Первую очередь «Арктик СПГ — 2» запустили в декабре прошлого года, но ни одного груза еще не вывезли из-за отсутствия танкеров ледового класса.
По СПГ Россия и США являются конкурентами и в Вашингтоне не скрывают, что хотят уничтожить российские проекты. В 2022 году США и ЕС запретили поставку оборудования и технологий СПГ в Россию, а второй арктический проект «Арктик СПГ — 2», как и плавучие хранилища для перегрузки СПГ на Камчатке и под Мурманском, попал осенью 2023 года под прямые санкции США. Это привело к тому, что «Новатэк» не может получить построенные под проект в Южной Корее танкеры ледового класса, японский перевозчик MOL — обслуживать «Арктик СПГ — 2», а дальневосточная верфь «Звезда» — достроить танкеры. Есть 26 газовозов на проекте «Ямал СПГ», но, кроме «Кристофа де Маржери», они принадлежат крупным западным судовладельцам, которые будут соблюдать санкции.
Очевидно, что с приходом новых газовозов флот под «Арктик СПГ — 2» будет все-таки формироваться. Но это не происходит быстро. Эксперты отмечали EADaily, что у «Новатэка» не остается выбора как по второму арктическому проекту, так и все остальным, которые планирует компания.
Прогноз биржевых цен с 1 по 5 июля 2024