Теневой флот газовозов пошел по Северному морскому пути
Первый танкер СПГ, который считают на Западе теневым флотом по вывозу российского сжиженного газа, прошел по Северному морскому пути.
Газовоз North Sky перевозит ямальский СПГ в Китай и прошел по самому короткому пути в Азию — через Северный морской путь. По данным АИС судов, танкер покинул «Ямал СПГ» 10 августа, а 26 августа проходит мимо корейского полуострова. Очевидно, судно следует в Китай. Оно может перевозить за раз до 100 млн кубометров газа в виде СПГ.
Западные аналитики называют North Sky судном теневого флота, так как оно управляется малоизвестной White Fox Ship Management из ОАЭ. В то же время само судно ледового класса arc4 построили в этом году, предыдущим оператором была японская NYK и танкер не везет санкционные грузы. Газовоз работает на «Ямал СПГ», который не находится под санкциями США и Европы. И стал дополнением к газовозам ледового класса, которые активно вывозят российский сжиженный газ по Северному морскому пути после открытия навигации.
«Главсевморпуть» выдал разрешение North Sky на проход по Севморпути до 7 сентября. И, очевидно, этот рейс для газовоза по самому короткому пути будет единственным в этом году. Севморпуть позволят сократить сроки доставки почти вдвое — до трех недель. Альтернативный вариант — мимо Европы.
Перевозкой ямальского газа занимаются и остальные три судна, которыми управляет White Fox Ship Management. Они стали дополнением к флоту 26 танкеров, которые вывозят грузы с «Ямал СПГ».
Возможно, «Новатэк» сможет привлечь газовозы к перевозке СПГ с «Арктик СПГ-2», который находится под прямыми блокирующими санкциями США. Но пока этим занимаются три судна малоизвестной индийской компании Ocean Speedstar Solutions. Pioneer и Asya Energy уже покинули второй арктический проект и сейчас, судя по данным АИС судов, пытаются запутать свои следы. Еще один газовоз, Everest Energy, находится у Гыданского полуострова.
«Арктик СПГ — 2» будет вторым российским арктическим проектом СПГ — самым мощным, 19,8 млн тонн в год. В США пообещали убить проект.
Проекту не хватает судов ледового класса. Выше, чем есть у North Sky — arc7, а не arc4. Чтобы вывозить грузы и при отсутствии навигации по Северному морскому пути. Таких у «Новатэка» есть зафрахтованных 13 танкеров под «Ямал СПГ», но 12 из них принадлежат известным западным компаниям, которые не будут обходить санкции. Еще один, «Кристоф де Маржери», принадлежит «Совкомфлоту», но его также не рискуют пока использовать в санкционных перевозках.
«Новатэк» заказывал суда ледового класса под «Арктик СПГ — 2». Но в Южной Корее не могут передать уже построенные танкеры, а на верфи «Звезда» не успевают достроить газовозы из-за ограничений.
В декабре прошлого года на «Арктик СПГ — 2» запустили первую очередь, а в августе на Гыданский полуостров отбуксировали гравитационную платформу со второй очередью. Из-за санкций проект испытывает проблемы с отгрузкой СПГ.
В экспертной среде активно обсуждают, что третьей очереди на проекте не будет. Ее используют уже на следующем заводе «Мурманский СПГ», который, например, не требует газовозов ледового класса.
Как сообщало EADaily , в России планируют увеличить экспорт сжиженного газа более чем в три раза — до 100 млн тонн в 2030 году. В то же время в США, где производство сжиженного газа собираются увеличить еще больше, экономически не заинтересованы в конкуренции с СПГ из России. Официально в Вашингтоне заявляют о том, что заинтересованы в снижении доходов России в условиях СВО на Украине. Эксперты не исключают, что со временем, когда конкуренция на газовом рынке усилится, и «Ямал СПГ» может попасть под санкции США. Пока проект необходим в том числе для газоснабжения Европы, так как российский сжиженный газ обеспечивает около 5% потребления региона. В Евросоюзе заявляли, что хотят полностью отказаться от российского газа в 2027 году.
Прогноз биржевых цен с 26 по 30 августа 2024