Строительство первой очереди ВСТО надолго задержится
Окончание строительства первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) может сдвинуться более чем на год, а не на три-четыре месяца, как ранее прогнозировал глава «Транснефти» Николай Токарев. Причина тому — задержка согласования ТЭО нефтеналивного терминала в бухте Козьмино. Источники, близкие к «Транснефти», говорят, что ТЭО нуждается в переделке, что повлечет за собой дополнительные затраты по проекту. Чтобы найти средства на достройку стратегической трубы, может быть свернута программа капитального ремонта трубопроводов внутри страны объемом 2 млрд долл.
Трубопровод ВСТО строится в два этапа. Первая его очередь мощностью 30 млн т нефти включает в себя участок Тайшет — Сковородино длиной 2,7 тыс. км и нефтеналивной терминал в бухте Козьмино, куда сырье должно поставляться железнодорожным транспортом. Кроме того, предполагается строительство ответвления на Китай за счет китайской CNPC. Завершить работы планируется до конца 2008 года.
Как сообщает РБК, «Транснефть» на своем официальном сайте по итогам заседания правления компании 21 ноября передала, что из-за задержки госэкспертизы ТЭО спецморпорта в бухте Козьмино нет возможности осуществить разработку проектно-сметной документации и, соответственно, начать строительство объектов порта (это по нормативным срокам должно занять от полутора до двух лет). Кроме того, выездная проверка «Транснефти», проведенная по заказу ее нового руководства, показала, что общая оценочная готовность объектов первой очереди ВСТО по линейной части составляет 41,1% при плановом показателе 60%, по нефтеперекачивающим станциям — 23,9% при плановых 56%.
Источник, близкий к «Транснефти», говорит, что существующее ТЭО нуждается в доработке, что может задержать процедуру его согласования. В частности, в нынешнем его варианте предусмотрено строительство в районе бухты Козьмино выносного терминала по схеме, похожей на существующую в КТК, что на порядок дешевле постройки терминала стационарного, который, по его мнению, необходим в погодных условиях Тихого океана.
Также есть проблемы с пропускной способностью Транссибирской магистрали, по которой планируется поставлять нефть до Козьмино. Нужно построить двухуровневую развязку, модернизировать объездные пути от Находки до нефтеналивного терминала. Все это должны были делать РЖД, но по данным источника, близкого к «Транснефти», руководство компании недовольно темпами проводимых работ и ищет возможность координации их в своих руках для своевременной реализации проекта. Но на это могут понадобиться дополнительные средства. А с учетом того, что с 2004 года смета проекта выросла с 6,6 млрд долл. почти до 13 млрд, увеличение расходов становится проблемой для рентабельности проекта. С учетом первоначальной сметы предполагалось, что сетевой тариф для ВСТО составит 38,8 долл. за 1 т нефти. Однако теперь в «Транснефти» с учетом возражений ряда нефтяных компаний всерьез рассматривают возможность отказа от сетевого тарифа.
В случае если такое решение будет принято, по расчетам партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, с учетом роста сметы практически вдвое тариф от Тайшета до китайской границы может составить от 54 до 70 долл. за 1 т нефти, а с учетом перевалок нефти танкерами в Козьмино и железнодорожных тарифов — до 150-200 долл. за 1 т нефти. «Нефтяные компании просто не потянут такие расходы, если государство не решит субсидировать тариф. А это в свою очередь отразится на сроках окупаемости трубы и на финансовом положении «Транснефти», — считает аналитик. Он не исключает существенной задержки первой очереди ВСТО, хотя напоминает, что в ряде случаев при наличии политической воли нормативные сроки строительства объектов могут быть ускорены.
Между тем главный поставщик нефти в ВСТО первой очереди «Роснефть» планирует начать эксплуатацию Ванкорского месторождения к концу 2008 года, а в случае задержки ввода трубы готова экспортировать свою нефть на запад по системе «Транснефти».
Нефтепродукты на eOil.ru