03 January 2020, 17:36
S&P Global Platts: всплеск дешёвой нефти, туманное будущее ОПЕК и перспективы сланца (Видео)
Эпоха нефти будет в расцвете сил еще 15 лет. А после — в мировой энергетике произойдут исторические перемены. Доминировать станут альтернативные источники и природный газ.
Чем будет греть свои дома население планеты и какие двигатели будут использовать в автомобилях — об этом рассказал в интервью руководитель подразделения по аналитике на глобальных энергорынках агентства S&P Global Platts Дэйв Эрнсбергер.
— Дэйв, вы верите, что газовая и нефтяная индустрия завершат свое существование через 30 лет?
— Дэйв Эрнсбергер: Мы прогнозируем, что спрос на нефть достигнет своего максимума через 15 лет. Затем в 2035-2040 годах использование нефтепродуктов, как ключевого топлива для транспортных средств начнет сокращаться во всем мире. До этого момента мы прогнозируем умеренный рост спроса на нефть.
Прогнозы в отношении природного газа более оптимистичные. Природный газ в целом воспринимается, как более экологичное топливо, которое может эффективно использоваться и выделять энергию, при этом не оставляя такой углеродный след, как нефть.
Газ -это источник энергии надолго. Причем и трубопроводный газ и сжиженный. Мы уже видим, как возрастает доля потребления газового топлива в транспортной сфере, как опосредованного при использовании электричества, так и напрямую. Газ, в том числе СПГ, широко используется для других целей.
У газа есть будущее, с нефтью все не так очевидно. Если говорить о цене на нефть, не следует забывать о таких факторах как инфляция и текущая стоимость денег. Реальная стоимость нефти почти наверняка упадет по отношению к сегодняшней стоимости.
Только в ближайшие 5-10 лет огромные объемы нефти появятся на рынке. Даже если спрос на нефть будет расти до 2035 года, то будет отставать от темпа роста предложения на мировом рынке.
— Когда мы говорим про газовый рынок, все смотрят на Азию. Россия может стать крупнейшим поставщиком «голубого топлива» в Китай. В связи с этим, как в целом азиатский рынок может измениться?
— Дэйв Эрнсбергер: В течении следующих 10 лет Китай будет одним из самых быстрорастущих рынков газа. Китай публично дал понять, что он намерен поставлять максимально возможные объема газа из собственных резервов.
Оставшийся спрос будет необходимо удовлетворить за счет импортных поставок. Россия уже продемонстрировала способность стать ключевым поставщиком нефти в Китай.
Россия могла бы стать абсолютно естественным поставщиком газа в Китай, как сейчас является поставщиком нефти. Единственным ограничением экспорта из России может быть политика диверсификации поставок энергоресурсов.
— Верите ли вы, что другие производители газа могут помешать такому стечению обстоятельств, вмешиваясь, используя не экономические инструменты, а политические?
— Дэйв Эрнсбергер: Сомневаюсь в этом. Я думаю, решающим станет ценовой фактор. Самым существенным препятствием для того, чтобы Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, был вопрос ценообразования. Этот же фактор будет определяющим и для поставок газа.
Возможно другие страны попытаются конкурировать с Россией за счет цены. Например у Австралии и США есть существенные объемы СПГ, которые они хотели бы предложить Китаю. Однако Россия обладает конкурентным преимуществом, в связи с близостью расположения к Китаю.
Более того, существующие системы трубопроводов потенциально могут быть расширены для поставок газа. И все же главную роль будет играть цена.
— Эксперты смотрят на Европу и видят как Вашингтон накладывает санкции на «Северный поток-2». Может ли такая ситуация повториться на азиатском рынке?
— Дэйв Эрнсбергер: Мне кажется, здесь ситуация иная. США чувствуют, что они могут повлиять на энергетическую политику в Европе путем введения санкций. Поскольку страны Западной Европы принимают во внимание эти санкции, в силу различных причин.
Китай в свою очередь в меньшей степени обращает внимание на политику санкций США. Таким образом аналогичные рычаги воздействия не сработают на китайском рынке.
— Как вы видите перспективы сжиженного природного газа? Сейчас он на 30% дороже, чем трубопроводный.
— Дэйв Эрнсбергер: На протяжении большей части 2019 года стоимость СПГ была не намного выше, чем трубопроводный газ в Нидерландах или в США. Тем не менее естественным образом цены на СПГ превысили цены на трубопроводный газ. Это связано с более высокой стоимостью производства и доставки.
В то же время эта цена оправдана, поскольку поставки СПГ чрезвычайно гибкие. Я думаю, Китай будет заинтересован в поставках.
— Китай и Европа заявляют, что вскоре в их энергобалансе альтернативные источники энергии займут примерно треть. Как вы считаете?
— Дэйв Эрнсбергер: Действительно, использование альтернативных источников энергии росло в геометрической прогрессии. Например, в Западной Европе, в течении последних 5 лет. В некоторых странах возобновляемые энергоресурсы составляют от 30 до 40%, а иногда и больше от объема вырабатываемого электричества. Роль альтернативной энергетики может возрасти на столько, что станет ключевой.
— Политики договорились сокращать выброс углекислого газа, но в то же время это вредит глобальной экономике. Это означает, что мы должны поднять налоги, увеличить регулирование и тем самым множество людей не смогут выбраться из нищеты.
— Дэйв Эрнсбергер: Введение налога на высокое углеродистое топливо в период экономического подъема в развитых странах не стало бы слишком большим бременем для основной части населения.
— Как Ближний Восток влияет на цены на нефть?
— Дэйв Эрнсбергер: Ближний Восток переосмысливает свою роль, уходит от поставок сырья для мирового производства. Они стремятся быть частью глобальной инфраструктуры. Многие компании Ближнего Востока расширяют свои возможности в области переработки нефти, инвестируют в другие страны, а некоторые выходят на рынки.
ОПЕК никогда не оказывал такого влияния на отрасль как в период между 2009 и 2019 годами. Это было десятилетие, которое последовало после финансового кризиса. ОПЕК привлек наибольшее число стран-участниц, стал оказывать наиболее сильное влияние на цены, чем когда-либо прежде.
Однако в результате поддержания высоких цен на энергоносители, на рынке начали появляться новые решения. ОПЕК находится в конце очень успешной эпохи своей истории. И сейчас лидеры организации разрабатывают концепцию будущей стратегии.
Результат этих обсуждений в рамках ОПЕК со странами-партнерами, такими как Россия, во многом повлияет на результаты деятельности организации в ближайшие 10 лет.
Путь развития для ОПЕК не так очевиден сегодня, как это было в 2009 году. Новые вызовы, на которые приходится отвечать сейчас, прежде всего связаны с развитием альтернативных источников энергии.
Северный морской путь превращает Россию в Великую СПГ-державу
Переговоры по газу: борьба за каждую запятую и «Северный поток -2»: проигранная война Госдепа
Начало строительства катализаторного завода «Газпром нефти» в Омске
Источник: vestifinance.ru