Солярный знак: почему дизель оказался в дефиците по всему миру
Цены на дизельное топливо бьют глобальные рекорды, по крайней мере если считать в сравнении с ценами на нефть. Похожая ситуация наблюдается сразу в нескольких уголках земного шара. Причинами топливного кризиса стали высокий спрос на дизель в Китае, а также введенный в начале этого года запрет на поставки этого нефтепродукта из России в Европу. Усугубили ситуацию закрытие множества нефтеперерабатывающих заводов в США и нестабильность цен на нефть. В России трудности не с производством дизеля, а с логистикой.
Нефть значительно прибавила в цене в последние несколько недель, достигнув отметки $83–86 за баррель. Однако еще больше подорожали нефтепродукты, и прежде всего дизель. Маржа производителей этого вида топлива резко выросла.
Согласно рыночной логике, рост цен должен привести к увеличению производства и выравниванию спроса и предложения. Однако сегодня такому сценарию препятствуют несколько «но», причем в каждом регионе мира есть свои особенности. Эксперты считают, что в ближайшие годы дизельный рынок будет штормить, поскольку он столкнулся с фундаментальными трудностями.
В США объем всех нефтяных дистиллятов, включая дизель, к середине августа сократился до 115 млн баррелей — на 18% меньше, чем в среднем за последние 10 лет. Показатель стал одним из худших за всю историю.
На первый взгляд ситуация не катастрофическая, и рынок можно было бы обеспечить за счет производства нефтепродуктов. Однако в реальности интенсифицировать работу нефтеперерабатывающих заводов вряд ли возможно.
В Европе ситуация с дизелем в прошлом году острой не была. Но в январе 2023 года санкции практически запретили европейским компаниям покупать нефтепродукты из России. В первые несколько месяцев европейцы скупали весь доступный российский дизель и сокращали закупки сырой нефти. Благодаря этому временно сложилась ситуация, похожая на происходящее с природным газом: хранилища были забиты под завязку, и дефицита в первый зимний сезон удалось избежать.
В 2023 году отказавшиеся от российской нефти и нефтепродуктов европейские страны были вынуждены перейти на более легкую арабскую нефть. Особенность этого топлива в том, что из нее получается существенно меньше дизеля. До сих пор частично замещать разницу удавалось за счет Китая. Пекин в 2023 год резко увеличил экспорт нефтепродуктов — до 300 тыс. баррелей в сутки и зарабатывал на этом больше, чем от продаж на внутреннем рынке. В среднем европейцы переплачивали на 280 юаней ($39) за 1 т.
Впрочем, уже осенью объем поставок из Китая может резко сократиться: в ближайшие дни правительство страны примет решение по экспортным квотам. При этом спрос на внутреннем рынке в Китае растет на фоне больших расходов на инфраструктуру и на спаде в секторе жилищного строительства. Если Китай не сможет нарастить поставки за рубеж, то европейцев ждут несколько неприятных месяцев.
Россию сложности с дизелем тоже не обошли. На фоне кампании по сбору урожая сразу в нескольких южных регионах страны нефтепродукты оказались в дефиците. Сложности вызваны в первую очередь логистическими причинами: железные дороги загружены из-за разгара туристического сезона. Кроме того, свою роль сыграла и переориентация поставок угля с западного направления на восточное. Наконец, не улучшили ситуацию и ремонтные работы на ряде НПЗ.
Положение усугубляет и отражение проблем на мировом рынке в целом. Хотя экспорт дизеля в Европу минимизирован, есть и другие покупатели российского топлива. В частности, Бразилия, ранее закупавшая дизель в США, сегодня переключилась на восток, увеличив импорт из России на 25% — до 235 тыс. баррелей в сутки.
Как бы то ни было, но резкий рост цен на дизель вызывает сложности как у фермеров в разгар уборочной кампании, так и у перевозчиков. Ассоциация «Грузавтотранс» даже настаивает на ценовом сговоре топливных компаний и требует зафиксировать цены на уровне, который был до подорожания. Дальнобойщики допускают, что нынешнее положение дел на топливном рынке будет дополнительно давить на инфляцию.
Кстати, эта проблема может возникнуть и в других странах. Достаточно вспомнить массовые забастовки водителей по всей Азии зимой-2021/22 годов, связанные как раз с сокращением поставок дизеля из Китая. В этот раз они могут прокатиться уже по всему миру.
Прогноз биржевых цен на 28 августа 2023