Смерть ископаемого мира
К 2100 году «большая семерка» готова отказаться от ископаемых источников энергии, полностью заменив их на атом, воду и возобновляемую генерацию. Однако, несмотря на стремительный рост популярности солнца и ветра в качестве источников энергии, ни одна страна в ближайшие тридцать лет не способна отказаться от угля, нефти и газа. Кроме Китая — где, в отличие от США, есть главное условие для достижения цели — централизованное управление.
8 июня закончилась встреча глав государств-членов «большой семерки» (G7). Помимо стандартного списка вопросов — торговля, налоговый режим, здравоохранение, международная политика, — лидеры обсудили тему изменения климата. «Семерку» беспокоят темпы роста температуры и возрастающее количество парниковых газов. Чтобы снизить негативное влияние цивилизации на атмосферу и окружающую среду, главы семи государств договорились к 2100 году полностью отказаться от ископаемых видов топлива, а к 2050 году снизить выбросы парниковых газов на 40-70% по сравнению с 2010 годом. Плюс G7 подтвердило готовность к 2020 году нарастить до $100 млрд ежегодную финансовую помощь развивающимся странам на сокращение выбросов углерода, а также ускорить развитие возобновляемой энергетики в Африке.
Как ни крути, но «семерка» поставила перед собой именно ту цель, которая ей крайне близка. Действительно, кому как не ключевым экономикам мира идти в авангарде борьбы за окружающую среду? Тем более, когда пять из семи стран — Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония — в 2013 году сожгли на своих электростанциях угля на 16% больше, чем в 2009 году! Если же брать все семь стран, то за тот же период потребление ими угля снизилось менее чем на 1%. Согласно исследованию Oxfam, угольные станции стран G7 вырабатывают двое больше углекислого газа, чем вся Африка. Такое пристрастие «семерки» к углю может привести к тому, что к 2080 году африканский континент будет ежегодно терять порядка $43 млрд из-за изменений климата — неурожаи, ухудшение погоды, рост цен на еду, овощи там, рожь, вот это все.
Похвально, что развитый мир в лице семи представителей в очередной раз твердо решил разобраться с парниковыми газами. Тем более, что развитие солнечной и ветряной генерации с каждым годом растет. По расчетам Solar Power Europe, к 2019 году порядка 450 ГВт электроэнергии в мире будут вырабатываться благодаря солнцу — против 178,4 ГВт в 2014 году. Еще большую долю может получить ветроэнергетика: на конце 2013 года на ее долю приходилось 318 ГВт генерации, к 2020 году мощности могут вырасти до 712,1 ГВт, а к 2050 году — до 2 672 ГВт. В Global Wind Energy Council считают, что при оптимистичном сценарии к 2050 году ветрогенерация составит более 4 тыс. ГВт, которые смогут удовлетворить 25-30% мирового спроса на электроэнергию.
Однако насколько реально совсем отказаться от угля, нефти и природного газа? В смысле абсолютно? Исследователи из Стэнфорда считают, что это реально: по их расчетам, Соединенные Штаты Америки обладают достаточным потенциалом, чтобы к 2050 году полностью перейти на возобновляемые источники энергии. То есть все атомные, угольные и газовые станции уйдут в прошлое, а транспорт будет либо электрическим, либо водородным. Но есть нюансы. Первый — это коэффициент использования установленной мощности. По сравнению с традиционной генерацией, для возобновляемых источников он невелик. Для примера: КИУМ атомной станции составляет порядка 90%, ветро- и гидрогенерации — около 30%, а солнечной — всего 20%. Поэтому к 2050 году при потребности Штатов в 2,6 ТВт нужно будет построить 6,5 ТВт возобновляемой генерации. То есть необходимо не только заменить существующие 1,2 ТВт, но и построить адекватную замену планируемым 1,4 ТВт. Всего за 35 лет. И это лишь начало: государство должно проделать титаническую работу по консолидации производителей, оптимизации сетевой инфраструктуры, стимулированию перехода с бензина на электричество и водород. Проявить, как говорят авторы исследования, «политическую волю», что в текущих реалиях абсолютно невозможно.
Однако то, что не в состоянии претворить в жизнь демократия, может сделать социалистическое государство — Китай. В презентации, подготовленной Энергетическим фондом Китая и институтом энергетических исследований при Государственном комитете по развитию и реформам Китая, сказано, что к 2050 году 62% потребляемой энергии может поступать из возобновляемых источников энергии, равно как и 86% собственной генерации в 15,2 трлн кВт*ч (91% — с учетом атомной энергетики и других неископаемых источников). Разумеется, такое кардинальное развитие требует не меньшей политической воли, чем в Штатах, но в Китае с его централизованным, плановым управлением энергетическая революция кажется куда более реальной, чем где-бы то ни было. Уже сейчас Китай по строительству солнечной и ветровой генерации является одним из мировых лидеров. Пожалуй, странам-производителям углеводородов пришла пора задуматься, как сильно сократится для них нефтегазовый рынок Поднебесной через пару десятков лет.