Шторм на Черном море нарушил экспорт нефти в Европу
Минэнерго на фоне санкций Запада и растущих цен на нефть сообщило о неожиданной и критичной поломке оборудования для экспорта нефти Каспийского трубопроводного консорциума из Новороссийска. Повреждение двух из трех выносных причальных устройств вследствие шторма может снизить поставки на мировой рынок сразу на 1 млн баррелей в сутки. Ремонт, по разным оценкам, может затянуться от трех недель до двух месяцев, во время которых поставщикам и потребителям придется искать альтернативные маршруты поставок. По оценкам экспертов, в наибольшей степени от прекращения отгрузок могут пострадать страны юга Европы, а также США.
В результате шторма Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) придется вывести из эксплуатации для ремонта два поврежденных выносных причальных устройства (ВПУ) на морском терминале под Новороссийском. Как сообщил журналистам глава компании Николай Горбань, в этом случае отгрузка нефти на экспорт в Европу снизится втрое или даже вообще остановится, если ремонт продлится долго.
В 2021 году план прокачки по КТК составлял 67,5 млн тонн, то есть около 5,6 млн тонн в месяц.
Если поставки снизятся втрое, мировой рынок может потерять 1 млн баррелей в сутки в условиях, когда цены на нефть стабильно превышают $110 за баррель Brent.
Заявление о поломке произошло в тот момент, когда из-за санкций и нежелания западных покупателей брать российскую нефть дисконт Urals по отношению к Brent достиг рекордных $32,6 за баррель (данные Platts на 21 марта на базисе Новороссийска). Смесь КТК, состоящая в основном из казахстанских сортов, была для рынка возможной альтернативой Urals, однако теперь доступ к ней крайне ограничен. Вероятно, это должно привести к росту интереса к покупке Urals.
КТК протяженностью 1,5 тыс. км и мощностью 67 млн тонн нефти в год является основным маршрутом транспортировки нефти из Казахстана, на который приходится более 80% экспорта на западные рынки. Нефть из трубы отгружается на танкеры через морской терминал около Новороссийска, оснащенный тремя выносными причальными устройствами. Акционерами консорциума выступают:
Россия (31%),
Казахстан (20,75%),
Chevron (15%),
ЛУКОЙЛ (12,5%),
Exxon (7,5%),
Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%) и ряд миноритариев.
В качестве минимального срока восстановления устройств в КТК назвали три недели, в течение которых грузоотправители будут вынуждены искать другие маршруты транспортировки нефти. Если погодные условия будут неблагоприятными, а также будет задержка с приходом танкера для промывки линий, то ремонт может затянуться. Сейчас, как уточнил господин Горбань, все необходимые для ремонта ВПУ материалы и оборудование есть в наличии. Но, признал он, в перспективе КТК может столкнуться с перебоями поставок иностранного оборудования, необходимого для работы морского терминала, так как многие поставщики уже отказываются работать с консорциумом.
Замминистра энергетики РФ Павел Сорокин заявил, что ремонт причальных устройств может занять 1,5–2 месяца. Чиновник отметил, что Россия заинтересована в восстановлении полноценной работы КТК в максимально сжатые сроки и будет делать «все возможное, чтобы устранить эти потенциально серьезные последствия».
Павел Сорокин, замминистра энергетики РФ, 22 марта:
«Это могут быть очень серьезные сроки ремонта, это может быть и полтора-два месяца. И естественно, при такой продолжительности восстановительных работ мы говорим о потенциальной потере до 80% отгрузки, то есть до 1 млн баррелей в сутки».
Эксперт финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что при выходе из строя двух ВПУ отгрузка по КТК может быть снижена в четыре раза. При этом Казахстан может направить невостребованные объемы транзитом через Россию в Усть-Лугу или в порты Прибалтики с выходом на рынки Северо-Западной Европы. Еще один вариант — грузить танкеры на Каспии, пересекать море, разгружаться в Баку и сдавать нефть в нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан, поясняет эксперт. Но, уточняет он, последний вариант будет дорогостоящим.
По словам эксперта, проблемы от снижения прокачки по КТК могут возникнуть у стран Юго-Западной Европы, прежде всего у Италии, Франции, Испании и Португалии. Могут также частично пострадать США, куда шло около 10% годовых объемов смеси КТК, так как страна сильно ограничила доступный перечень поставщиков, исключив Венесуэлу, Иран и Россию. Выпадение из портфеля еще одного экспортера может привести к всплескам на американском рынке нефтепродуктов. Игорь Юшков также отмечает, что перебои неминуемо скажутся на ценах на мировом рынке, однако эффект будет зависеть от длительности ремонта оборудования.
Прогноз биржевых цен на 23 марта 2022