«Саудовцы решили распродать нефть, пока она чего-то стоит»
Когда экономисты не могут объяснить скачки нефтяных цен, за дело берутся конспирологи.
Нефть перестала расти. Если 9 февраля цена барреля сорта Brent доходила до $59,4, то на момент написания статьи (18:59 мск 10 февраля) опустилась до $57,53.
Напомним, 13 января в нижней точке спада бочка североморской нефти стоила $46,59. В этой связи на бирже прогнозов развития ситуации на рынке углеводородов развернулись нешуточные баталии. «Консенсус–прогноз некоторых западных коммерческих банков (которых зачастую не без основания обвиняют в предвзятости — а точнее, в наличии собственного интереса) предсказывают, что «черное золото» в этом году может опуститься до $20 за баррель, но Международное энергетическое агентство тут же парирует, что–де «среднегодовая цена на нефть в 2015 году будет близкой к нынешним значениям — $55 за баррель». Учитывая, что на рынке имеется и другая оценка — а именно, что цена при нехватке инвестиций в добычу подскочит до $200 за баррель, о чем в конце января заявил генсек ОПЕК Абдалла аль–Бадри, мы имеем полную палитру мнений на этот счет», — так описывают аналитики инвесткомпании «Норд капитал» полное бессилие экспертов перед непредсказуемыми скачками цен.
На этой неделе ведущие игроки рынка собрались в Лондоне, где проходит Международная нефтяная неделя. «Очевидно, что недавний рост цен застал аналитиков врасплох, и многие попросту не успели поправить свои речи и презентации с учетом новой реальности. Те кто, кто упоминает о повышении котировок, намекают на вероятность «короткого сжатия»», — пишет аналитик Sberbank Investment Research Геннадий Андрианов в обзоре «Сырьевые рынки. Нефть — 10 февраля 2015» (есть у РП). Упомянутая теория «короткого сжатия» предполагает, что частично рост цен вызван спекулятивной игрой на бирже. Андрианов относится к гипотезе скептически и упоминает, что статистика за неделю, завершившуюся 3 февраля, ее не подтверждает.
Леонид Григорьев, главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ, тоже считает, что в более или менее долгосрочной перспективе финансовые рынки на нефтяные цены не влияют — всё в конечном счете определяется спросом и предложением, вложениями в добычу и политикой. Об этом он говорил, выступая 10 февраля на семинаре «Новая роль ОПЕК» в Институте мировой экономики и международной политики (ИМЭМО).
Цена барреля от $60 до $90 — это нормальный коридор, а если она превышает $90, то это уже премия за политические события, заявил Григорьев. В теорию заговора, согласно которой организация стран-экспортеров нефти ОПЕК специально резко нарастила добычу, чтобы сбить цены и разорить конкурентов, добывающих нефть из сланцев в США, он не верит. «Если дешевая нефть — это заговор против сланцев, то они с ним опоздали на несколько лет», — убежден Григорьев. И напоминает, что договориться о демпинге нужно всем 12 членам ОПЕК, а государственный бюджет может долговременно выдерживать низкие цены только в 4 странах — Катаре, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии.
Главными рисками для цены на нефть, которые могут ее как резко поднять, так и опустить, по мнению Григорьева, являются следующие факторы:
— переориентация мировой экономики с нефти на уголь и возобновляемые источники энергии;
— сложности с наследованием престола в Саудовской Аравии (в январе там умер король);
— религиозные конфликты (между суннитами и шиитами; события в так называемом «Исламском государстве»);
— народные волнения в нефтеносных монархиях, вызванные тем, что из–за удешевления нефти они не смогут обеспечивать своих поданных привычной «социалкой».
После того как стала ясна несостоятельность конспирологической теории о том, что «Барак Обама рассылает письма руководителям нефтяных корпораций, что делать с ценами», стали рождаться другие теории заговора, рассказал на семинаре в ИМЭМО партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Например, такая: мировые цены обрушила распродажа нефти боевиками «Исламского государства» с трехкратной скидкой. «Боевики якобы везут нефть на грузовиках в Турцию, где перегружают на теплоходы. Сколько можно так вывезти? Давайте не комментировать этот бред», — раскритиковал подобное объяснение Крутихин.
Самая фантастическая теория — что где-то в мире наконец изобрели такой источник бесконечной дешевой энергии, как холодный термоядерный синтез, и поэтому «саудовцы решили распродать свою нефть, пока она хоть чего–то стоит».
Источник: «Русская планета».