Санкционный флот газовозов «Арктик СПГ — 2» оживился: попытка номер два
Танкеры второго арктического проекта под санкциями США пришли в движение после нескольких месяцев простоя. Один газовоз направился от Мурманска к Суэцкому каналу, а другой — к плавучему хранилищу на Камчатке. «Арктик СПГ — 2», который сам находится в блокирующем списке США, может пытаться начать отгрузки газа потребителям.
По данным АИС судов, танкер Mulan направляется со стоянки у Мурманска к Суэцкому каналу. До этого судно подходило к плавучему хранилищу «Саам», куда в августе и сентябре доставили партии сжиженного газа с «Арктик СПГ — 2». Очевидно, это будет вторая попытка проекта доставить грузы конечным потребителям. 24 декабря танкер, который может перевозить до 100 млн кубометров газа в виде СПГ, двигался вдоль побережья Норвегии в Северном море.
Первую очередь второго арктического проекта запустили год назад — через месяц после введения санкций США. Однако первые отгрузки из-за отсутствия газовозов ледового класса состоялись только в августе. К ним привлекли газовозы теневого флота, который называют так из-за неизвестных собственников. Тогда Минфин США ввел ограничения и к танкерам СПГ. В результате все рейсы газовозов ограничились тем, что они доставили партии на плавучие хранилища под Мурманском и на Камчатке, но не до конечных потребителей. После этого суда долгое время простаивали в Баренцевом море и на Дальнем Востоке.
Кроме Mulan, активизировались и газовозы North Way и North Mountain. 22 декабря танкеры покинули место стоянки у острова Колгуев и подошли к Мурманску. Возможно, они также примут грузы с ПХГ «Саам». Остальные два танкера, North Sky и North Air, продолжают находиться на стоянке.
Тем временем на Дальнем Востоке еще один танкер, Pioneer, покинул Находку и направляется, судя по маршруту, к плавучему хранилищу «Каяк» на Камчатке. Сегодня днем газовоз находился в 150 милях от него. Возможно, танкер также заберет одну партию и попробует доставить ее непосредственным потребителям.
Еще три танкера, New Energy, Metagas Everest и East Energy, продолжают стоять у дальневосточных портов России.
Газовозы, обслуживающие «Арктик СПГ — 2», принадлежат компаниям из Индии и ОАЭ.
Первыми заметили активизацию танкеров СПГ в gCaptain. Там пишут, что оживление перевозок может быть связано с якобы визитом высокопоставленного представителя «Новатэка» в Вашингтон на прошлой неделе. По данным издания, он мог обсуждать в столице США санкции против арктического СПГ.
К 2030 году правительство России планирует нарастить производство СПГ почти втрое — до 100 млн тонн. И «Арктик СПГ — 2» мощностью около 20 млн тонн (27 млрд кубометров газа) станет одним из ключевых проектов. Однако в США пообещали «убивать» все новые проекты в России. К этому времени в Соединенных Штатах планируют запустить проекты, которые увеличат мощность экспорта СПГ почти вдвое, до 600 млн кубометров в сутки, и конкуренты Вашингтону не нужны.
«Да, и здесь нам пытаются создать проблемы, (глава „Новатэка“) господин (Леонид) Михельсон знает об этом лучше, чем кто-либо другой. Но всё равно это развивается, и доля России в поставках на мировые рынки сжиженного природного газа постепенно увеличивается. Она не такая уж и большая, как нам бы хотелось, но будем всё равно, несмотря ни на какие сложности, которые нам пытаются создать, всё равно будем это делать», — сказал в сентябре во время Восточного экономического форума на прошлой неделе президент России Владимир Путин.
Эксперты отмечали, что клиентами санкционных проектов СПГ станут азиатские потребители, которых привлекают скидки на топливо. Вопрос только в том, как выстроят схему приема и продажи сжиженного газа. Например, «Новатэк» создавал торговое подразделение в Китае, но оно также попало под санкции США.
Прогноз биржевых цен на 26 декабря 2024