Санкции против России создали проблемы в порту Роттердама
В крупнейшем порту Европы скопились тысячи связанных с Россией контейнеров: они нуждаются в тщательной проверке, чтобы убедиться, что их перемещение не нарушит санкционного режима.
В обычное время голландский порт Роттердам похож на огромную работающую машину: сотни судов приходят и уходят каждый день, и с этих судов выгружаются и загружаются обратно десятки тысяч ящиков. Все это для того, чтобы экономика Европы кипела. Однако прямо сейчас санкции против России обездвижили тысячи грузовых контейнеров, рассказал в интервью Bloomberg директор порта Роттердама Аллард Кастелейн. Его рассказ содержит уникальную информацию о том, как ограничительные меры против Москвы подрывают реальную экономику Европы.
Контейнеры, обычно 20 или 40 футов в длину, предназначенные для России, нуждаются в тщательной проверке, чтобы убедиться, что их перемещение не нарушит санкционного режима. Многие агентства также уделяют пристальное внимание судам, прибывающим из России, и все большее число операторов контейнерных терминалов и судоходных компаний объявляют о том, что больше не будут обрабатывать грузы, предназначенные для РФ.
«Вы не представляете себе этого кошмара», — сокрушается 63-летний Кастелейн.
Даже до февральской эскалации конфликта вокруг Украины глобальные цепочки поставок в целом и в отрасли контейнерных перевозок в частности не в полной мере оправились от хаоса, вызванного пандемией Covid-19. Теперь же, по словам Кастелейна, среди тысяч посылок, прибывающих с каждым судном, несколько десятков или сотен могут быть адресованы в Россию.
«Вам нужно изолировать их, разделить, а затем провести физический осмотр контейнеров, прежде чем их можно будет выпустить из порта», — отмечает Кастелейн. — «Эти необходимые мероприятия требуют физического пространства, рабочей силы и времени. В настоящее время в порту находится 4500 контейнеров, которые были отмечены для проверки, что является чрезвычайной ситуацией».
Кастелейн говорит, что порт готов создать резервные мощности и развернуть так называемую зону ожидания, если количество контейнеров, связанных с Россией, приведет к полной блокировке терминалов.
«Терминал Euromax имеет возможность расширения, и в конечном итоге мы можем его использовать», — объясняет эксперт.
С российским бизнесом связана значительная часть операций порта Роттердама: ежегодно через него проходит примерно 470 миллионов тонн грузов, и из них около 13% связаны с Россией, которая экспортирует такие товары, как сталь, медь, алюминий и никель через голландский хаб.
Но значительная часть общего объема проходящих через порт товаров связана с энергетикой. В настоящее время около 30% российской сырой нефти, 25% сжиженного природного газа и 20% нефтепродуктов и угля импортируются через Роттердам, сообщается на сайте порта.
Покупка российских энергоносителей формально не запрещена, но европейские правительства и компании начинают отказываться от этих поставок, и, по словам Кастелейна, «это дорого обходится».
«Большая часть нефтеперерабатывающих заводов в этой области была ориентирована на российскую сырую нефть, а это означает, что даже если поставки смогут быть заменены, эффективность и выход топлива могут быть другими», — полагает эксперт.
Правительство Нидерландов принимает меры по увеличению импортных мощностей сжиженного природного газа. Ожидается, что пропускная способность СПГ-терминала в порту, которым управляют Nederlandse Gasunie и Koninklijke Vopak NV, до конца года вырастет на 30–40%, говорит Кастелейн.
Но даже тогда энергетические проблемы будут далеки от завершения. Если европейские страны откажутся выполнять требования России платить в рублях за ее экспортный газ, большая часть которого поступает по трубам прямо на континент, а Кремль затем остановит экспорт энергоносителей, то «к полуночи мы можем очень легко оказаться в отчаянном положении», полагает Кастелейн.
«Хранилища газа не заполнены, поэтому решения проблемы пока не видно», — резюмирует эксперт.
Прогноз биржевых цен с 4 по 8 апреля 2022