Россия хочет занять 20% мирового рынка СПГ: получится ли это сделать
В условиях сокращения поставок трубопроводного газа Россия развивает производство газа сжиженного, и намерена к 2030 году довести его объем до 100 млн т, что равно одной пятой мировой выработки. Осуществим ли этот план в условиях санкционных ограничений — разбирался Forbes
В начале ноября вице-премьер Александр Новак заявил, что Россия ставит перед собой задачу занять долю в 20% в мировом производстве сжиженного природного газа (СПГ). «Мы планируем выйти к 2030 году на уровень производства СПГ порядка 100 млн тонн, а в этом году, для сравнения, это 30 млн тонн», — сказал чиновник. По оценке Новака, сейчас доля России в мировом производстве СПГ составляет 8%.
По данным Росстата, производство СПГ в России в январе-сентябре 2023 года составило 23,6 млн т, сократившись на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в сентябре производство СПГ (2,7 млн т) по сравнению с тем же месяцем 2022-го выросло на 3,2%, а по сравнению с августом 2023-го — сразу на 24%. Всего же в 2022 году производство составило 32,5 млн т, что на 8,1% больше, чем годом ранее.
Снижение производства в текущем году связано с плановым техническим обслуживанием сразу на двух из трех технологических линиях проекта «Ямал СПГ», работы также производились на заводе проекта «Сахалин-2», рассказала Forbes директор по исследованиям компании «Имплемента» Мария Белова. Но в следующем году и производство, и экспорт вырастут после запуска завода «Арктик СПГ-2», добавляет она.
Кто производит СПГ в России
В России СПГ в основном производят четыре предприятия. Самым крупным действующим заводом по сжижению газа в настоящее время является предприятие «Ямал СПГ» в порту Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ). Его основные акционеры — «Новатэк» (50,1%), французская TotalEnergies (20%), Китайская национальная нефтегазовая корпорация (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%). Завод включает три линии мощностью 5,5 млн т в год каждая и одну линию мощностью 900 000 т в год — всего 17,4 млн т. «Завод работает с превышением проектной мощности на 20%», — говорилось в недавнем сообщении на сайте предприятия.
Вторым по величине СПГ-заводом является предприятие компании «Сахалинская энергия» в порту Пригородное на юге Сахалина (проект «Сахалин-2»). Установленная мощность завода составляет 9,6 млн т СПГ в год, но на протяжении ряда лет он также работает с загрузкой более 100%. В 2022 году завод произвел 11,5 млн т СПГ. Основные акционеры проекта — «Газпром» (50%), японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%), остальная доля (27,5%) принадлежала Shell. В апреле правительство России разрешило дочерней структуре «Новатэка» приобрести долю Shell за 94,8 млрд рублей. На момент выхода материала подтверждение того, что сделка закрыта, получить не удалось. «Новатэк» не ответил на запрос Forbes.
СПГ также производят среднетоннажный завод «Газпрома» на компрессорной станции «Портовая» в Выборгском районе Ленинградской области установленной мощностью 1,5 млн т в год, запущенный в сентябре 2022 года, и «Криогаз-Высоцк» (СП «Новатэка» и Газпромбанка) в порту Высоцк Ленинградской области мощностью 660 000 т СПГ в год, однако в перспективе допускается увеличение его производительности до 895 000 т в год. У «Новатэка» и «Газпрома» есть еще ряд малотоннажных установок по сжижению газа.
В 2021 году была утверждена долгосрочная программа развития СПГ в России до 2035 года, которая предусматривала увеличение к этому сроку производства до 140 млн т. В нее были включены проекты строительства 21 завода, находившиеся в различной степени проработки. В частности, там фигурировал ныне действующий проект «Портовая СПГ», который тогда планировалось запустить на год раньше, в 2021 году, и проект «Новатэка» «Арктик СПГ-2» мощностью 19,8 млн т. В сентябре прошлого года глава «Новатэка» Леонид Михельсон говорил журналистам, что, несмотря на западные запреты на поставку оборудования, «Новатэк» планирует запуск первой линии «Арктик СПГ-2» в срок, в декабре 2023 года. Он отметил, что «Новатэк» успел получить все необходимое оборудование для «Арктик СПГ-2» до введения санкций, поэтому вторая и третья линии предприятия также будут запущены в срок. В СП «Арктик СПГ-2» участвуют «Новатэк» (60%), TotalEnergies (10%), Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC (10%), Китайская национальная офшорная нефтяная корпорация CNOOC (10%) и консорциум японских инвесторов Japan Arctic LNG (10%).
В качестве перспективных в программе 2021 года также были названы проект «Новатэка» «Обский СПГ» мощностью 5-6 млн т в год, который предполагалось запустить после 2024 года, «Балтийский СПГ» в Усть-Луге мощностью 13,3 млн т (СП «Газпрома» и «Русгаздобычи»), запуск которого был намечен на 2024-2025 годы, «Якутский СПГ» мощностью в 17,7 млн т (Якутская топливно-энергетическая компания планировала запустить его в 2026-2027 годах) и ряд проектов «Роснефти»: «Дальневосточный СПГ» на Сахалине мощностью до 16,2 млн т, «Кара СПГ» на шельфе Карского моря мощностью 30 млн т и «Таймыр СПГ» (35–50 млн т) в Красноярском крае — их запуск планировался на 2027-2035 годы. С тех пор сроки ввода ряда проектов скорректировали, а некоторые так и не были названы. А нынешним летом «Новатэк» объявил о планах начать в августе 2024 года строительство завода «Мурманский СПГ» в Мурманской области. По словам главы «Новатэка» Леонида Михельсона, завод будет состоять из трех линий мощностью по 6,8 млн т каждая. Первые две линии предполагается запустить в 2027 году, третью — в 2029 году.
Цель достижима
Заявленная Новаком цель в принципе может быть достигнута, рассуждает независимый аналитик Алексей Кокин. «Грубо говоря, «Ямал СПГ» дает в нормальный год 20 млн тонн СПГ, «Сахалин-2» — 11-11,5 млн тонн, «Портовая» — 1,5 млн тонн, «Криогаз Высоцк» — 0,7 млн тонн, всего порядка 33-34 млн тонн, — подсчитал эксперт. — До 100 млн тонн осталось добрать 66-67 млн. Среди проектов, которые могут быть осуществлены в эти сроки — проекты «Новатэка»: «Арктик СПГ-2» (около 20 млн тонн в год), «Мурманский СПГ» (20 млн тонн) и «Обский СПГ» (5-6 млн тонн), а также проект «Газпрома» «Балтийский СПГ» мощностью 13 млн тонн в год. В сумме эти проекты дадут 58-59 млн тонн в год. Для достижения заявленной цели недостает 7-9 млн тонн в год. Возможно, сюда может добавиться «Якутский СПГ» или какие-то проекты «Роснефти».
Кроме строящихся заводов «Арктик СПГ-2» и «Балтийский СПГ», до 2030 года также может быть реализован ряд СПГ-проектов, в отношении которых еще не было принято окончательного инвестиционного решения — «Мурманский СПГ» и «Обский СПГ», а также «Якутский СПГ», говорит Белова из «Имплементы». «В случае принятия инвестиционных решений и своевременной реализации данных проектов обозначенная цель по объему экспорта российского СПГ к 2030 году может быть даже перевыполнена», — считает эксперт. Включение проекта «Арктик СПГ-2» в санкционный лист США может осложнить своевременный ввод всех трех технологических линий завода, но даже с небольшой задержкой с этим проектом цели могут быть достигнуты, утверждает Белова. В начале ноября 2023 года США включили проект «Арктик СПГ-2» в санкционный список SDN (это
означает, что активы попавших в список блокируются в США, американским
гражданам запрещается какое-либо взаимодействие с подсанкционными лицами, в том
числе финансовые операции, сделки и др.).
«Достижение цели производства реалистично, но сроки агрессивны, и страна, скорее всего, достигнет этого результата примерно в 2033 году, если дела пойдут относительно хорошо», — считает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит. По его данным, предприятие «Ямал СПГ» при проектной мощности в 18,9 млн т СПГ в год фактически вырабатывало 19,8 млн т. «Компания доказала, что может работать на 105% или более своей мощности в течение всего года», — говорит Смит. При установленной мощности проекта «Сахалин-2» в 9,6 млн т в год его производство за последние три года составляло 11,6-12 млн т в год, продолжает эксперт. Он также считает, что завод «Арктик СПГ-2» вполне может превысить установленную мощность в 19,8 млн т и производить 20,8 млн. Производство и «Криогаза-Высоцк», и «Портовой» Смит оценивает по 1 млн т. К ним могут добавиться мощности «Обского СПГ» (5 млн т в год) и, возможно, «Балтийского СПГ» (13 млн т), говорит эксперт. Две первые линии «Мурманского СПГ», по мнению Смита, смогут производить 14 млн т в год при проектной мощности в 13,2 млн, хотя, его третья линия, считает аналитик, по всей вероятности, будет запущена только после 2030 года.
Стратегия России по росту производства СПГ до 100 млн т против текущих 33 млн т выглядит реалистично, согласен аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. «На данный момент «Новатэк» разработал собственную технологию по сжижению, которую можно применять и на крупнотоннажных заводах, что снижает зависимость отрасли от западного оборудования», — говорит он. До конца десятилетия «Новатэк» планирует реализовать проекты «Арктик СПГ-2» мощностью 19,8 млн т, «Обский СПГ» мощностью не менее 5 млн т и «Мурманский СПГ» — 20,4 млн т, отмечает аналитик. Кроме того, «Газпром» планирует реализовать проект в Усть-Луге, что может добавить 13 млн т, а ЯТЭК — «Якутский СПГ», около 18 млн т.
Несмотря на запрет на поставки западного оборудования, и прежде всего технологий сжижения, компании на текущем этапе находят пусть не самые экономически эффективные, но собственные варианты, подтверждает Белова. Разработанная «Новатэком» технология сжижения газа «Арктический каскад» уже была успешно применена на четвертой очереди завода «Ямал СПГ» мощностью 0,9 млн т сжиженного природного газа в год, указывает аналитик. В апреле текущего года эта технология была модифицирована и запатентована компанией для применения на технологических линиях большей мощности — до 3 млн т. В июне компания получила патент на крупнотоннажную технологию сжижения «Арктический микс» с производительностью одной технологической линии более 6 млн т. А оборудование для этой технологии будет производить отечественная компания «Атомэнергомаш», машиностроительный дивизион «Росатома», добавляет Белова.
Есть риски
«В сумме имеющихся проектов будет достаточно, чтобы достичь поставленной цели, хотя вероятность реализации проектов ЯТЭКа и «Газпрома», на наш взгляд, все же не стопроцентная», — говорит Кауфман. Общей проблемой ЯТЭКа и «Газпрома» является отсутствие собственной технологии по сжижению и собственного опыта реализации крупнотоннажных проектов, хотя «Новатэк» уже сообщал о том, что ждет заинтересованности российских компаний в его технологиях, поясняет Кауфман.
Буквально за месяц до начала «спецоперации»*, напоминает Кауфман, стало известно, что «Якутский СПГ» будут проектировать японская и норвежская компании, которые сейчас, вероятно, от проекта отказались, и с тех пор новостей относительно завода появлялось крайне мало. Представители компании заявляют, что его реализация продолжается и компания ищет стратегического партнера для этого. Похожая история с уходом западных партнеров произошла и у «Газпрома», говорит Кауфман. Из проекта в Усть-Луге вышла германская компания Linde, которая выступала в роли поставщика оборудования, и сейчас «Газпром» ищет альтернативных поставщиков внутри России. В результате изначальные сроки реализации проекта оказались сдвинуты с 2024-го на 2026 год. «Проект [в Усть-Луге], скорее всего, будет завершен, поскольку огромный объем незадействованных производственных мощностей и мощностей по транспортировке газа с месторождений в Западной Сибири в Ленинградскую область делает экономику дополнительных инвестиций в сжижение СПГ привлекательной, — согласны аналитики «БКС Мир инвестиций». — Тем не менее сроки реализации могут быть очень длительными. Даже в самом благоприятном случае «Балтийский СПГ», как мы полагаем, начнет работу только через пять лет».
«К 2030 году номинальная мощность [предприятий по производству СПГ] России составит около 82 млн т в год, а фактическая — 87 млн т в год, — полагает Смит из «БКС Мир инвестиций». — Но это произойдет только в том случае, если все пойдет по плану. Я считаю, что [объемы производства] «Балтийского СПГ» вызывают вопросы, а кроме того, остро стоит вопрос о танкерах для транспортировки СПГ. Они дороги и, вероятно, будет очень сложно найти достаточное количество танкеров, чтобы все эти проекты могли развиваться в соответствии с ожиданиями».
Повышение конкуренции на мировом рынке СПГ является основным риском для российских производителей, предупреждает Кауфман из «Финама». «Сейчас ставка делается на рост спроса в Индии, Китае и некоторых других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, — говорит эксперт. — Однако рост конкуренции со стороны Катара, США, Канады и ряда менее крупных производителей может привести к появлению скидок на российский СПГ. Кроме того, вся газовая стратегия России, и с точки зрения трубопроводного экспорта, и СПГ крайне сильно полагается на рост спроса на газ в Китае. Если он окажется ниже ожиданий, Россия будет вынуждена понизить свои планы по производству СПГ или экспорту трубопроводного газа в эту страну».
Все проекты, кроме «Мурманского СПГ», относятся к досанкционному периоду, напоминает независимый эксперт Кокин. «После ввода санкций эти объемы не были скорректированы вниз, — отмечает он. — Упрощая, можно сказать, что есть две большие проблемы на пути их реализации — технологическая и сбытовая. Обе вызваны санкциями. Как они будут преодолеваться — трудно сказать. В случае с первой очередью «Арктик СПГ-2» технологическая проблема, видимо, решена. Ближайшие месяцы покажут, как санкции повлияют на сбыт. У «Новатэка» из всех компаний наибольший опыт и больше всего шансов справиться с технологическими ограничениями и в будущем».
Прогноз биржевых цен с 20 по 24 ноября 2023