Российская нефть, находящаяся под санкциями ЕС, по-прежнему поступает на рынки через Болгарию
Несмотря на то, что ЕС вводит санкции против российской нефти, Болгария все еще позволяет перерабатывать нефть на НПЗ «Лукойл Бургас». Расследование украинского журналиста Михаила Ткача, работающего на «Украинскую правду», показало, что болгарский НПЗ «Лукойла» в Бургасе по-прежнему перерабатывает российскую нефть. Объемы транспортируются теневым флотом России и перегружаются в море у побережья Болгарии.
Ткач снял видео перегрузки с судна на судно (STS) прямо напротив порта Розенец, главного порта для поставок сырой нефти на НПЗ в Бургасе. Украинский репортер показывает, что танкер Lipari, зарегистрированный в Либерии и прибывший 24 ноября из Новороссийска, Россия, пришвартовался у порта Рошенец. Через STS танкер Stames, зарегистрированный в Мальте, принял сырую нефть в море.
Судя по всему, этот танкер доставил российскую нафту, в отношении которой ЕС в 2022 году предоставил Болгарии освобождение от импорта до конца 2024 года. Отчеты, например, Global Witness, показывают, что в 2023 году Болгария импортировала гораздо больше российской нафты, чем требовалось. Global Witness также утверждает, что за первые десять месяцев 2023 года нефтеперерабатывающий завод в Бургасе переработал 5 миллионов тонн российской нафты, что принесло около 1 миллиарда евро в российскую государственную казну. В ответ на это правительство Болгарии объявило в 2023 году, что планирует сократить импорт российской нафты на 80 % и прекратить его полностью к 2024 году. Однако видео Ткача показывает, что НПЗ в Бургасе по-прежнему перерабатывает российскую нефть.
Чтобы ограничить возможности российского «темного флота» по доставке нефти и продуктов на европейские рынки, 1 декабря 2024 года ЕС ввел дополнительные санкции, направленные еще примерно на 50 российских нефтяных танкеров, в результате чего общее число судов «темного флота», попавших под санкции, составило около 80. Результаты исследования Ткача свидетельствуют о том, что болгарское правительство по-прежнему причастно к операциям российских СТС, связанным с деятельностью НПЗ в Бургасе. Аналитики предположили, что российская нафта может быть переименована в КЭБКО (казахская экспортная смесь сырой нефти), чтобы обойти ограничения. Украинские и болгарские СМИ утверждают, что правительственные чиновники Болгарии, скорее всего, знают о многомиллионных сделках. Также сообщается, что российско-болгарская нефтяная связь является частью стратегии дезинформации и влияния Москвы.
В качестве доказательства влияния Москвы правительство Болгарии, возглавляемое премьер-министром Грачевым, отказалось подписать двустороннее соглашение о безопасности с Украиной, что привело к разрыву с 25 странами-членами ЕС, подписавшими аналогичные соглашения. Правительство Грачева, похоже, вслед за венгерским Виктором Орбаном идет на поводу у российских интересов.
Интересно, что болгарские активы «Лукойла», включая нефтеперерабатывающий завод в Бургасе — крупнейший на Балканах — выставлены на продажу. По сообщениям, венгерская нефтегазовая компания MOL находится в процессе приобретения этих активов. Президент Венгрии Орбан настаивает на сделке, о чем свидетельствуют его визиты к болгарским чиновникам, включая президента Радева. Аналитики предупреждают, что в сделке может быть задействовано российское финансирование, поскольку финансовые возможности MOL ограничены. Участие Орбана должно вызвать обеспокоенность европейских властей, которые могут рассмотреть возможность блокирования сделки, если будут доказаны российские связи. Венгерская собственность на активы «Лукойла» может еще больше укрепить влияние Москвы на Балканах.
Продажа активов «Лукойла» осложняется еще одной проблемой. Компания занимает доминирующее положение на топливном рынке Болгарии, но не платит налоги на прибыль. По оценкам болгарских источников, «Лукойл» должен около 500 миллионов левов (265 миллионов долларов) неуплаченных налогов.
Болгария — не единственная европейская страна, импортирующая большие объемы российской нефти и продуктов. Сообщается, что Румыния также нарушила санкции ЕС. В ноябре танкер Sredina, зарегистрированный в Панаме, прибыл в румынские воды недалеко от порта Констанца и осуществил STS-перегрузку с другим танкером Melahat, зарегистрированным в Панаме. По данным Marine Tracking, Melahat позже пришвартовался к судну VF Tanker 3, зарегистрированному в России, которое прибыло прямо из Новороссийска, Россия. Другие суда, такие как «Алтай», также доставляли российскую нефть в румынские порты, например в Мидию.
Турция — еще один маршрут доставки российской нефти и продуктов в Европу. Бюро ЕС по борьбе с мошенничеством проводит расследование турецкого маршрута, по которому суда из России проходят через порты, не имеющие возможности перерабатывать нефть. Компания Marine Traffic зафиксировала другие суда, следующие из Новороссийска, что еще больше подтверждает роль Турции в продолжающейся торговле российской нефтью на европейские рынки.
Государственные нефтеперерабатывающие предприятия Индии борются за поставки российской нефти
Источник: zerohedge.com