«Роснефть» отказалась от строительства Приморского НПЗ
После почти трехлетней борьбы за утверждение проекта строительства крупного нефтеперерабатывающего завода на мысе Елизарова в Партизанском районе Приморского края (побережье залива Восток) и экологической экспертизы “Роснефть” объявила об отказе от данного проекта. Одновременно компания заявила о намерении строить менее масштабный завод на территории городского округа Находка недалеко от порта Восточный, пишет “Золотой Рог”.
Несмотря на то, что окончательный вариант проекта, подготовкой которого занимается ОАО “Ангарскнефтехимпроект”, еще не утвержден, компания приступает к финансированию проектно-изыскательских работ. Предварительно утвержден и объем финансирования проекта на 2012 г., т. е. год начала непосредственно строительных работ, в следующем году предполагается освоить 56 млрд рублей. Генеральным подрядчиком будущей стройки, по предварительным данным, станет ООО “Корпорация Инжтрансстрой”. Она известна в Приморье тем, что построила, а затем успешно сдала в эксплуатацию спецморнефтепорт в бухте Козьмино, а в настоящее время приступила к прокладке новой скоростной автотрассы “Владивосток – Находка – Порт Восточный”.
Новый проект совет директоров “Роснефти” одобрил в ноябре прошлого года. По словам главы компании Эдуарда Худайнатова, завод тоже будет состоять из двух очередей – нефтехимической и нефтеперерабатывающей, но упор теперь сделан на нефтехимию, которая будет запущена в первую очередь. Окончательного решения о строительстве второй очереди еще не принято, целесообразность ее строительства может быть понятна в 2013-2014 гг.
— Стоимость всего проекта завода оценивается в $10 млрд, а его реализацией займется вновь созданная “Восточная нефтехимическая компания”. Для финансирования проекта “Роснефть” планирует привлечь партнера, скорее всего иностранного, опытного игрока на рынке нефтехимии, у которого есть возможности реализации продукции, – сообщил Эдуард Худайнатов.
“Роснефть” рассматривает два основных направления экспорта продукции нового завода – в Японию и Китай. От выбранного направления будет зависеть и качество выпускаемой продукции. В 2009 г. “Роснефть” уже предлагала партнерство китайской Sinopec по строительству “Приморского НПЗ”, но последняя не заинтересовалась. В настоящее время “Роснефть” плотно работает с китайской CNPC, с которой они строят НПЗ в Тяньцзине. Возможно, CNPC и станет партнером в строительстве завода на территории Приморского края. Японским партнером “Роснефти” могла бы стать Mitsubishi или Sumitomo, считают эксперты.
Выбор площадки под новый проект завода пал на территорию общим размером 370 га близ порта Восточный. Рядом, в самом порту, планируется построить морской терминал площадью 49 га для отгрузки продукции завода. Здесь “Роснефть” уже имеет нефтеналивной терминал для экспорта нефтепродуктов, производимых на “Комсомольском НПЗ” – ЗАО “Восточный нефтеналивной терминал” (ВННТ), мощностью отгрузки около 7 млн тонн нефтепродуктов в год.
Судьба ООО “Приморский НПЗ” пока не разглашается, известно только, что его генеральный директор Юрий Касюк в ноябре прошлого года назначен генеральным директором ЗАО “ВННТ” по совместительству. Есть мнение, что со временем недалеко от спецморнефтепорта “Козьмино” может быть построен еще один НПЗ. Кто выступит в качестве инвестора, вопрос дискуссионный, но не исключается участие “Роснефти”.
Не нужен этот завод вообще. Пустой политический проект. Зачем создавать новые перерабатывающие мощности, когда имеющихся в избытке?