Растащили на цитаты. И. Сечин в г Вероне рассказал о перспективах мирового рынка углеводородов и почему в России себестоимость добычи ниже
Глава Роснефти И. Сечин выступил с ключевым докладом — «К идеалам Евразийской интеграции» в рамках 10го Евразийского экономического форума в г Вероне.
Как сообщает компания, главной темой юбилейного форума стала — «Большая Евразия как движущая сила в современном международном геополитическом и экономическом контексте».
И. Сечин, уже по традиции, представил доклад о состоянии нефтегазовой отрасли, который потом политики расхватали на цитаты. И. Сечин выразил уверенность, что, несмотря на все сложности международной обстановки, сотрудничество на пространстве Евразии будет развиваться и укрепляться.
Глава компании начал свое выступление с анализа рынка нефти. По его словам, слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20-30 лет и больше вперед.
— Мы убеждены в устойчивости роста спроса на углеводороды, обусловленного ростом экономики и уровня жизни. Ожидаемые темпы мирового экономического роста, особенно в развивающихся странах, в ближайшее десятилетие будут требовать дальнейшего роста предложения жидких углеводородов на 0,7-0,8 млн барр/сутки ежегодно. Рост продолжится и в дальнейшем,- пояснил глава Роснефти.
Меняющиеся потребности мировой экономики
Как следует из доклада И. Сечина, доля жидких углеводородов в структуре мирового потребления энергии в долгосрочной перспективе будет медленно снижаться, но по-прежнему останется достаточно высокой — около 30% мирового потребления первичной энергии, при увеличении их физических объемов. При этом некоторое снижение доли нефти в общем балансе будет практически полностью компенсировано ростом доли газа и удлинением производной нефтепродуктовой цепочки, прежде всего, за счет нефтехимического производства.
Говоря о ситуации на мировом рынке нефти И. Сечин отметил, что мейджоры и другие публичные компании делают большой акцент на отслеживании краткосрочных ценовых индикаторов, и в результате учитывают спекулятивную волатильность в инвестиционных планах. Он напомнил, что в 2014-2016 гг инвестиции в разведочное бурение крупных компаний снизились в 2,7 раза – сейчас идет ускоренное восстановление.
— Мы же, со своей стороны, с учетом долгосрочных интересов отрасли, видим свою задачу в том, чтобы, по возможности, нивелировать волатильность на рынке и серьезно, ответственно подходить к задаче долгосрочного обеспечения потребностей мировой экономики. Зачастую регуляторы принимают решения о введении региональных, межрегиональных или отраслевых санкционных ограничений, которые искажают рыночную природу отрасли и создают простор, прежде всего, для спекулятивных и посреднических операций. Риски снятия объемов нефти с рынка по причине искусственных ограничений – это проигрыш для всех. Такие шаги предпринимаются в ущерб реальной энергобезопасности, интересам потребителей и в угоду часто конъюнктурной политической повестке, — пояснил И. Сечин.
В качестве примера Сечин привел ситуацию с форсированным развитием электромобилей. Основным источником электроэнергии во многих развивающихся странах является угольная генерация, и рост потребления электроэнергии за счет увеличения числа электромобилей может привести к тому, что фактический экологический ущерб от перехода на электромобили может оказаться значительно больше, чем «статус кво».
Еще 1м фактором риска глава Роснефти назвал избыток предложения нефти на рынке. За период с 2014 г сформировался значительный избыток запасов нефти и нефтепродуктов, связанный с избытком предложения в этот период по сравнению со спросом.
Несмотря на рост потребления и на то, что за 9 месяцев действия венского соглашения избыточные запасы сократились на 60 млн барр — это всего 25% от необходимого сокращения до выхода на средний уровень 2012-2016 гг. Анализ показывает, что заявленная цель нормализации уровня запасов пока не полностью реализована и говорить о переломе рано.
Глава Роснефти так же отметил, что «навес» запасов – это не самостоятельное явление, а проявление совокупности других факторов на рынке. Так, сформировавшийся 2014 г избыток производства над спросом постепенно удалось нивелировать за счет введенных рядом стран ограничений на уровни добычи и достаточно быстрого роста мирового спроса на жидкие углеводороды.
Но это равновесие пока хрупкое и неустойчивое — сланцевая добыча США, в которой накоплены большие запасы пробуренных, но незаконченных скважин, может, при соответствующем уровне цен, дать в 2018 г значительный прирост добычи, и вновь дестабилизировать рынок. Поэтому, по словам И. Сечина, не стoит в ближайшее время ожидать всплеска нефтяных цен.
Работа по стабилизации рынка затруднена отсутствием достоверной и прозрачной информации и аналитики, как по запасам, так и по реальной ситуации с балансом спроса и предложения, считает глава Роснефти. Это создает почву для спекулятивных манипуляций рынком в поисках краткосрочной выгоды. Здесь ключевая задача – создание единой системы измерения запасов и преодоления «навеса» запасов.
— Мы верим в будущее основного для нас нефтяного рынка, но в то же время эволюционируем вместе с рынком.
Так, 1м из наиболее перспективных направлений развития спроса на жидкие углеводороды сегодня и в ближайшем будущем будет нефтегазохимия. Ожидается, что к 2025-2030 гг прирост спроса на нефть со стороны нефтегазохимии превысит прирост спроса со стороны основного потребителя нефтепродуктов – транспортного сектора, — привел пример И. Сечин.
Глава Роснефти высказал увереность, что наличие эффективного сырья, обеспечивающего конкурентоспособность на мировом рынке, хорошие перспективы спроса в мире в целом и в России в частности, а также близость источников данного сырья к наиболее емким и растущим рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) делает нефтегазохимию перспективным и важным направлением бизнеса компании.
Роль Роснефти в обеспечении евразийской энергобезопасности
Глава компании в своем выступлении отметил, что в текущей ситуации не хватает интеграционных проектов построения связующих мостов, инфраструктурных, экономических коридоров, от европейского побережья Атлантики и Северного Ледовитого океана до азиатского побережья Тихого и Индийского океанов.
По его словам, Роснефть активно участвует в процессе пан-евразийской энергетической интеграции и во многом выступает как ее катализатор. Роснефть гордится своими якорными акционерами: BP, катарским инвестфондом QIA, Хуасинь, Glencore, а также историческими инвесторами с момента IPO – Petronas и CNPC.
Российская компания активно развивает партнерские отношения с ведущими нефтегазовыми и инвестиционными компаниями в «Большой Евразии». — За последние несколько лет мы существенно расширили круг наших совместных проектов, и сегодня я могу сказать, что стоимость проектов в общей энергетической орбите Роснефти со своими партнерами в Европе, Азии и на Ближнем Востоке превышает 110 млрд долл США. Речь идет о сделках на акционерном уровне, о создании партнерств в разведке и добыче в России на суше и шельфе, зарубежных проектах в области нефтепереработки и нефтехимии, освоении газовых ресурсов Средиземного моря, а также других стратегических проектах, — привел пример И. Сечин.
Глава Роснефть напомнил, что Россия традиционно является ведущим поставщиком углеводородов в Европу. При этом компания обеспечивает более 40% российских поставок нефти и нефтепродуктов.
Стратегия Компании направлена не только на увеличение поставок, но также и на реализацию совместных инвестиционных проектов с европейскими партнерами. Так, Роснефть является 3м по величине игроком на немецком рынке нефтепереработки с объемом производства 12,5 млн т/год, что составляет более чем 12% всех нефтеперерабатывающих мощностей в Германии.
1м из факторов успешности работы Роснефти на немецком рынке является использование крупнейшей в мире нефтепроводной системы Дружба, по которой российская нефть без перебоев поступает в Европу уже более 50 лет, вне зависимости от любых политических конфликтов и политического климата в целом.
Говоря о развитии энергомоста «Россия – Азия» Игорь Сечин отметил, что компания многопланово развивает сотрудничество с китайскими компаниями. Другим стратегическим приоритетом для Роснефти является сотрудничество с индийскими компаниями. Стоимость активов в рамках совместной деятельности Роснефти и индийских партнеров на территории России и Индии уже превысила 35 млрд долл США.
В октябре 2017 г Роснефть и индийские партнеры обсуждали перспективы дальнейшего сотрудничества, а также вопросы создания благоприятных условий для расширения бизнеса компании в Индии с премьер-министром Индии Н. Моди.
Кроме того, Роснефть активно развивает проекты на шельфе Вьетнама, планирует работать в Индонезии. Проекты на Ближнем Востоке – это еще одно стратегическое направление развития Роснефти.
— Мы обсуждаем проекты в Иране, где мы не только хотим участвовать в проектах по разведке и добыче, но и создать эффективные цепочки поставок иранской и среднеазиатской нефти на мировой рынок. Мы развиваем сотрудничество с Саудовской Аравией. Наконец, мы самым серьезным образом настроены работать в Курдистане и в Ираке в целом. Наш интерес к этим проектам носит сугубо практический характер – данный регион характеризуется крупнейшей ресурсной базой с низкой себестоимостью добычи и не в полной мере раскрытым потенциалом. Что очень важно – нефть из Курдистана поступает прямо на наши заводы в Германии. При этом, включив этот регион в орбиту общеевразийской деловой интеграции, мы будем способствовать решению общеэкономических и социальных задач – энергостабильности и повышению жизненного уровня,- сказал глава Роснефти.
Прогноз ценовых колебаний с 16 по 20 октября 2017 читайте здесь.