Рассвет новой эры сланцевой добычи в США
Более высокие цены на нефть и дисциплина в отношении капитальных вложений создают условия для самого высокого свободного денежного потока за всю историю мировых разведочных и добывающих компаний в этом году. А сланцевые компании США, которые должны генерировать свободный денежный поток в размере 60 миллиардов долларов, готовы сыграть ключевую роль в рекордном свободном денежном потоке от глобальных операций по разведке и добыче.
Ожидается, что сланцевая отрасль в США станет крупнейшим бенефициаром дисциплины капитальных вложений и высоких цен на нефть, а также внесет наибольший вклад в самые высокие за всю историю свободные денежные потоки от добывающего бизнеса во всем мире, говорится в новом отчете независимой исследовательской компании Rystad Energy. Нефть за 70 долларов, безусловно, может очень помочь, но это также дисциплина в отношении капитала в каждой отдельной нефтяной компании — от супермейджеров до независимых американских компаний — которая способствует рекордным денежным потокам в этом году.
Мировые публичные нефтяные компании собираются показать, что их совокупный свободный денежный поток — все денежные потоки от операций по разведке и добыче, исключая такие, как связанные с финансированием или эффектами хеджирования, — вырастет до рекордных 348 миллиардов долларов в 2021 году. По оценкам Rystad Energy, это будет На 37 миллиардов долларов больше, чем предыдущий рекордный максимум в 311 миллиардов долларов, который был достигнут в 2008 году. Тогда, как раз перед финансовым кризисом, цены на нефть в этом году составляли в среднем 100 долларов за баррель. По прогнозам Rystad Energy, ключевым фактором рекордных денежных потоков станет сланцевая отрасль в США, которая, по оценкам, принесет около 60 миллиардов долларов свободного денежного потока без учета эффекта хеджирования. Это был бы настоящий разворот в финансовом состоянии американских сланцевых бурильщиков, которые пытались создать положительный свободный денежный поток в течение десяти лет с начала сланцевой революции.
По оценкам Bloomberg Intelligence, ожидается, что в 2021 году американские производители сланцевой нефти сгенерируют в совокупности 30 миллиардов долларов свободного денежного потока на фоне дисциплинированных капитальных расходов и повышения цен на нефть. Это так отличается от прошлых циклов подъемов и спадов, когда сланцевая отрасль в США загружалась долгами, чтобы бурить и добывать как можно больше нефти, что способствовало падению цен на нефть. Однако этот год может стать началом того, что аналитики начали называть «новой эрой» для сланцевой промышленности США, когда прибыль акционерам и выплата долгов имеют приоритет над ростом добычи и рекордным объемом добычи. Ожидаемый свободный денежный поток в этом году составляет лишь одну десятую от 300 миллиардов долларов чистого отрицательного денежного потока, которые сланцевая промышленность США потеряла за 15 лет с начала сланцевого бума, по оценкам Deloitte за прошлый год. Тем не менее, ожидания свободного денежного потока в этом году вселяют оптимизм в аналитиков в отношении того, что сланцевая отрасль находится в поворотной точке и сохранит дисциплину еще как минимум год или два. По данным Rystad Energy, свободный денежный поток от сланцевой добычи в 2021 году, как ожидается, превысит свободный денежный поток как от глубоководного, так и от мелководного сегментов. По данным разведывательной компании, сегмент традиционных береговых поставок принесет наибольшую долю свободного денежного потока в размере 160 миллиардов долларов, но это все равно будет ниже рекордного показателя для этих операций по разведке и добыче, установленного в 2011 году.
Валовая выручка всех публичных добывающих компаний должна вырасти на 55 процентов, или почти на 500 миллиардов долларов, в этом году по сравнению с прошлым годом благодаря более высоким ценам на нефть, растущему мировому спросу и более жесткому рынку. Учитывая, что уровень расходов перечисленных компаний по разведке и добыче во всем мире должен вырасти всего на 2 процента в этом году — благодаря все еще сильной дисциплине в отношении капитала по всем направлениям — производители настроены на существенно более высокую прибыль, считает Rystad Energy. «Спрос на нефть постепенно увеличивался после первоначального шока, вызванного пандемией Covid-19, и ОПЕК+ продолжает сдерживать объемы поставок на рынок. Последовавшее за этим резкое движение цен было дополнительно поддержано медленным ростом активности в сфере добычи нефти в труднодоступных местах в США. В сочетании с сохраняющейся низкой инвестиционной средой, E&P получают сверхприбыли», — сказал Эспен Эрлингсен, руководитель отдела исследований в области разведки и добычи в Rystad Energy. Например, в первом квартале этого года доходы крупных компаний почти вернулись к допандемическому уровню благодаря резко более высоким ценам на нефть. Аналитики говорят, что на горизонте более высокая прибыль с ростом цен на нефть в этом квартале.
Вуд Маккензи заявил в начале этого года, что более высокие цены на нефть, консервативные расходы и выгоды от масштабного сокращения затрат по сравнению с прошлым годом создают основу для рекордных денежных потоков в Big Oil в этом году, если цена на нефть составит в среднем 55 долларов за баррель. Этот прогноз может даже оказаться довольно консервативным, учитывая, что инвестиционные банки и прогнозисты теперь видят в этом году средние цены на нефть не менее 65 долларов за баррель, и растущее число аналитиков и топ-менеджеров Big Oil не исключает кратковременного скачка до 100 долларов за баррель в ближайшие кварталы. Непосредственным приоритетом для фирм, занимающихся разведкой и добычей, в том числе и в сфере добычи сланца, будет использование ожидаемых сверхприбылей и рекордных денежных потоков для выплаты долгов и вознаграждения акционеров. Дисциплина в отношении капитала, скорее всего, сохранится в этом году, но необходимо будет увеличить инвестиции в разведку и добычу, если мир хочет избежать дефицита предложения в течение нескольких лет.
Прогноз биржевых цен на 1 июля 2021