Поставки сырой нефти и СПГ из России в Азию снизятся в 2024 году
Импорт российской сырой нефти и сжиженного природного газа в Азию в этом году немного снизится, а угля — еще больше, что свидетельствует об эффективности западных санкций.
Россия стала полагаться на Азию, крупнейшего в мире покупателя энергетических товаров, чтобы впитывать грузы, которые больше не могут быть проданы покупателям в Европе и других странах в результате санкций, введенных против Москвы после вторжения на Украину в феврале 2022 года.
Китай и Индия стали основными покупателями российской нефти, угля и СПГ после вторжения, принимая грузы из-за предлагаемых скидок.
Эта динамика в значительной степени сохранилась и в 2024 году, и хотя, вероятно, произойдет небольшое снижение импорта российских энергоносителей в Азию, трудно сказать, связано ли это с санкциями или с другими факторами, такими как замедление роста в Китае, второй по величине экономике мира.
По данным сырьевых аналитиков Kpler, импорт нефти из России, второго по величине экспортера в мире, в Азию снизится до 161,2 млн метрических тонн в 2024 году по сравнению с 170,6 млн в 2023 году.
В баррелях в день (б/с) морской импорт Азии из России, вероятно, составит около 3,22 млн б/с в этом году, что на 5,6% или 190 000 б/с меньше, чем 3,41 млн б/с в 2023 году.
Основное снижение связано с тем, что Китай, крупнейший в мире импортер нефти, столкнулся с падением поставок из России на 100 000 баррелей в сутки до 1,24 млн баррелей в сутки в 2024 году.
Еще одно значительное снижение импорта из России произошло в Южной Корее, где он упал с примерно 100 000 баррелей в сутки в 2023 году до всего 29 000 баррелей в сутки в 2024 году.
Индия, для которой Россия теперь является основным поставщиком нефти, в 2024 году будет иметь практически стабильный объем импорта в 1,76 млн баррелей в сутки, что несколько ниже, чем 1,79 млн баррелей в сутки в 2023 году.
СПГ, уголь
Импорт российского СПГ в Азию в 2024 году также, вероятно, будет ниже, чем в предыдущем году, но лишь на незначительные 1,6%.
По данным Kpler, в этом году в Азию, скорее всего, поступит 14,93 млн тонн российского СПГ, что ниже 15,17 млн тонн в 2023 году.
Китай является основным покупателем российского СПГ — 6,65 млн тонн в этом году, что на чуть-чуть больше, чем 6,63 млн тонн в 2023 году.
Другим крупным импортером является Япония, которая покупает российский СПГ благодаря доле участия в СПГ-проекте «Сахалин-2».
Импорт Японии в 2024 году составит 5,47 млн тонн, что несколько ниже, чем 5,90 млн тонн в 2023 году.
Однако в 2024 году импорт российского угля всех марок в Японию значительно снизился — на 75 % до 610 000 тонн с 2,42 млн в 2023 году.
В целом импорт морского российского угля в Азию снизился до 102,3 млн тонн, что на 19,3% меньше 126,8 млн тонн в 2023 году.
Снижение произошло в основном за счет Китая, где импорт упал до 45,01 млн тонн в 2024 году с 59,19 млн тонн в 2023 году.
Вероятно, это связано с динамикой цен, поскольку в 2024 году импорт угля в Китай сильно вырос: по официальным таможенным данным, за первые 10 месяцев этого года он увеличился на 13,5 % до 435,4 млн тонн.
Российскому углю приходится конкурировать с сухопутными поставками из Монголии, а также с морскими сортами из Индонезии и Австралии, при этом цены двух крупнейших экспортеров этого топлива в течение 2024 года будут снижаться.
Если собрать воедино импорт российских энергоносителей в Азию, то становится ясно, что снижение объемов в 2024 году будет незначительным, и даже несколько большее падение угля объясняется ценовой конкуренцией, а не какими-либо санкционными мерами.
Также вероятно, что в отношении сырой нефти Россия была вынуждена предлагать скидки, чтобы сохранить объемы.
Вопрос в том, была ли эта скидка достаточно глубокой, чтобы Москва почувствовала реальную боль от потери доходов.
Литва выкупит СПГ-терминал Independence 6 декабря
Источник: brecorder.com