Пессимизм нефтетрейдеров достиг 5-летнего максимума
Цены на нефть с марта 2015 г. находятся недалеко от своих минимумов, хотя и немного выросли. Но сама по себе ситуация создала стойкое чувство уныния на нефтяных рынках, а также опасения трейдеров, связанные с американскими сланцевыми компаниями.
После того как цены почти достигли $40 за баррель в марте, в мае они выросли до $60, а затем оставались на этом уровне в течение почти двух месяцев, повышая уверенность, что отскок продолжается просто более медленными темпами, чем ожидалось.
Несколько компаний, в том числе EOG Resources, Pioneer Resources, Occidental Petroleum и Diamondback Energy, предположили, что смогут наращивать буровую активность, так как цены восстановятся.
Они надеялись, что, пережив худшее и сократив расходы, можно опять планировать развитие.
Но оптимизм, видимо, в прошлом. Стоимость WTI упала ниже $48 за баррель 27 июля, а это совсем близко к минимумам марта.
Новое падение цен, скорее всего, опять запустит раунд сокращения рабочих мест во всей сланцевой промышленности. Halliburton и Baker Hughes уже сократили 27 тыс. рабочих мест, а это в два раза больше, чем они первоначально заявляли в феврале.
Несколько месяцев назад сокращение рабочих мест было сосредоточено в буровом секторе, а также среди «синих воротничков» в смежных сферах, связанных с бурением, но теперь увольнения могут коснуться инженеров и ученых.
И обычно этого компании стараются всячески избегать, боясь потерять талантливые и перспективные кадры.
Новый спад вызвал пессимизм среди нефтяных трейдеров. В последние недели спекулянты нарастили «медвежьи» позиции до максимального уровня за последние годы.
Объемы чистых длинных позиций, то есть позиций, предполагающих рост цен, снизился на 28% за неделю, завершившуюся 21 июля.
Отношение длинных и коротких позиций по хедж-фондам снизилось до 1,7 к 1 по сравнению с 4 к 1 в предыдущие три месяца.
При этом объем чистых длинных позиций сейчас находится на самом низком уровне с 2010 г.
Другими словами, спекулянты сейчас наиболее пессимистичны относительно цен на нефть, чем в любой другой момент за последние пять лет.
Учитывая, что позиции, созданные для хеджирования, постепенно ликвидируются, все больше компаний будут терять свою защиту и страдать из-за низких цен.
Ранее в этом году банки и фондовые рынки были готовы предоставить финансирование проблемным сланцевым компаниями, делая ставку на отскок, но теперь они не так щедры и доступны, как это было всего несколько месяцев назад.
Сланцевая промышленность может получить кредиты, но ставки уже расцениваются как обременительные. Для некоторых самых слабых компаний доступ к финансированию может быть полностью отрезан в ближайшее время.
Если трейдеры правы и цены на нефть не восстановятся в ближайшее время, все больше нефтяных компаний могут оказаться на грани банкротства. Сейчас почти каждую неделю небольшие компании вынуждены подавать заявления о собственном банкротстве, в том числе для защиты активов. На рынке всегда есть игроки, готовые покупать активы за бесценок.
Нефтяные компании сейчас вынуждены так сильно сокращать расходы, что действуют уже в ущерб своим долгосрочным планам. За последнее время были отменены или приостановлены 46 проектов более чем на $200 млрд, свидетельствуют данные Wood Mackenzie.
Эти проекты предполагают извлекаемые запасы в 20 млрд баррелей нефти. Большинство из них — это крупномасштабные шельфовые проекты, расположенные в Мексиканском заливе и у берегов Западной Африки, а также такие проекты, как нефтяные пески в Канаде.
Они требуют слишком больших первоначальных затрат, сложных инженерных решений и годы на развитие. Нефтяные компании просто не могут себе позволить это сейчас.
Royal Dutch Shell, как ожидается, объявит о новых сокращениях на этой неделе, сократив свой инвестиционный план еще на несколько миллиардов долларов.
Затыкая дыру в своих балансах, компании получают небольшую отсрочку, но в долгосрочной перспективе это должно привести к резкому и глубокому падению добычи.
Но пока об этом слишком рано думать. В настоящее время многие просто пытаются выжить.