Переполненные хранилища нефти станут средством шантажа?

С 1 мая вступило в силу рассчитанное на два года соглашение ОПЕК+ об ограничении нефтедобычи. В ближайшие два месяца ее планируется сократить на 9,7 млн баррелей в сутки. Однако устойчивого повышения цены нефти, ради которого затевалось соглашение, пока не заметно, и вряд ли оно случится в ближайшие месяцы.

Рынок пребывает в аномальном состоянии, что видно из сравнения фьючерсной и спотовой цен Brent.

На сбалансированном рынке спотовая цена нефти обычно чуть выше долговременных фьючерсных контрактов, надбавка за «здесь и сейчас». Отрицательная разница в 30% между спотом и фьючерсом, наблюдаемая с апреля, означает значительный избыток предложения сырья на рынке, о чем говорят прямые данные по балансу спроса/предложения. По оценкам Rystad Energy, превышение предложения над спросом на мировом рынке нефти в апреле составило 37%. В мае и июне дисбаланс процентах к спросу составит 17% и 7% соответственно.

Чудовищный избыток нефти накапливается в хранилищах и танкерах. Индия сообщила об исчерпании своих резервов для хранения сырья. В США в стратегические хранилища на 4 мая закачано 635 млн баррелей при общем объеме хранилищ 713,5 млн баррелей. В танкерах, используемых как плавучие хранилища, сейчас находятся рекордные 375 млн баррелей. По пессимистичным прогнозам, все доступные хранилища будут заполнены за две-три недели. По оптимистичным – час Х наступит в июне-июле. В Rystad Energy считают, что баланс между спросом и предложением будет достигнут только в октябре-ноябре.

Одной из основных причин избытка сырья стал рост добычи нефти странами ОПЕК+. В марте, когда формально еще действовала прежняя сделка, страны ОПЕК увеличили добычу нефти на 0,82 млн баррелей в сутки − до 28,6 млн. В апреле рост добычи продолжился − до 29 млн баррелей в день. Российские нефтяники в апреле вышли практически на уровень 2019 года: среднемесячная добыча в 2019 года − 46,75 млн тонн, в апреле 2020 года − 46,45 млн тонн. Импортеры нефти радостно заполняли все возможные емкости, пользуясь ее необычайно низкой ценой.

Почему российские нефтяники с готовностью снизили добычу

Сигналом о тяжелом положении российских нефтедобывающих компаний стала информация о неожиданно резком сокращении добычи в первых числах мая. На совещании нефтяников с президентом РФ 29 апреля было сказано, что компании не будут наказывать за «недостижение проектных уровней добычи на месторождениях, которые войдут в периметр сделки». Между тем, никто из не наблюдателей не надеялся, что Россия вообще как-то сократит добычу. Аналитики Energy Intelligence заявляли, что Россия поднимет производство при первом же повышении цен на нефть и как только встрепенутся европейские нефтепереработчики.

В качестве примера приводится соглашение 2016 года, когда Россия вольно трактовала условия сделки ОПЕК+. Ей разрешили снижать добычу постепенно по причине того, что зимой сложно остановить работу скважин. В марте сделка была выполнена всего на 93,4%, однако в апреле, мае и июне Москва все так же добывала больше квоты. В этот раз после заключения сделки саудиты заявили, что к июню будут знать, кто не выполнил свои обязательства. Наиболее негативным последствием нарушения соглашения может стать эмбарго на экспорт нефти из России по примеру Венесуэлы и Ирана. Аналитики вынуждены признать, что запрет экспорта из России разом решит все проблемы переизбытка сырья на рынке.

Однако, по информации агентства «Интерфакс», среднесуточная добыча жидких углеводородов (сырой нефти и газового конденсата) в первые пять дней мая неожиданно снизилась на 16% по сравнению с тем же периодом апреля и составила 9,5 млн баррелей в сутки (против 11,3 млн в среднем за апрель). Исходя из добычи нестабильного газового конденсата на уровне 0,9 млн баррелей в день, пишет «Финам», добыча сырой нефти могла составить порядка 8,6-8,7 млн баррелей, что всего на 0,1-0,2 млн больше квоты, отведенной в рамках соглашения с ОПЕК+ (8,5 млн баррелей в сутки). Крупные нефтяные компании в среднем сократили объемы добычи на 18% (в том числе “Роснефть” сократила добычу на 16%, ЛУКОЙЛ – на 21%).

Нефтекомпании РФ не могут продать свою нефть

Причин «законопослушности» российских нефтяников несколько. Это и упоминавшееся выше заполнение хранилищ в европейских странах, и частичная переориентация европейских потребителей на нефть из Саудовской Аравии, которая на апрель-май предложила для Европы скидки к Brent в районе 10 долларов за баррель. Поставки Saudi Aramcо через порт Роттердама – один из крупнейших нефтяных хабов на Северо-Западе Европы – с начала апреля достигли 1,42 млн тонн и вдвое превышают уровни марта. Польша практически полностью отказалась от морских поставок сырья из России. Лишь одна партия размером 66,5 тыс тонн прибыла в порт Гданьска в апреле, что почти в шесть раз ниже мартовских закупок (377 тыс тонн).

Поставки саудовской нефти в Польшу при этом выросли на четверть – с 398 до 500 тыс. тонн. Поставки российского сорта Urals, напротив, рухнули на 41%, до 935 тыс. тонн. Россию в плане экспорта нефти выручают нефтепроводы и привязанные к ним долгосрочные контракты. Та же Польша получает через «Дружбу» около 80% импортируемой нефти.

Однако основная причина падения добычи нефти в России − ее слишком низкая цена. По словам главы Минэнерго Александра Новака, себестоимость добычи нефти на старых месторождениях России не превышает 7 долларов за баррель, а на новых месторождениях − 15-20 долларов. Самой знаменитой цифрой безпроблемной добычи является 35 долларов, которую назвал Игорь Сечин в разговоре с Алексеем Улюкаевым за полчаса до ареста последнего. Последние два месяца цена Urals, по данным Argus, пребывает в опасной близости от себестоимости.

По оценке ЦБ РФ средняя цена Urals во втором квартале составит всего 15 долларов за баррель. Расчетный netback margin поставок из Нижневартовска при экспорте из Приморска, согласно данным Argus, устойчиво находится ниже нуля. Надежды на заметный рост цены нефти в связи с начала действия соглашения ОПЕК+ не оправдались. Цена с 4 до 6 мая, правда, поднялась почти на 6 долларов, но дальше рост остановился.

Что будет дальше?

Даже когда предложение сырья придет в равновесие со спросом, у потребителей останутся огромные запасы нефти, закупленной по сверхнизким ценам. Этим фактом они смогут очень долго шантажировать поставщиков: «пока у нас есть запас дешевой нефти, мы не будем покупать у вас дорогую нефть».

Согласно прогнозам ЦБ, в третьем квартале цена Urals вырастет только до 20 долларов. А в четвертом − до 25 долларов за баррель. К уровню свыше 40 долларов цены на Urals вернутся только в 2022 году, считают аналитики ЦБ. Впрочем, есть и оптимисты. Так, глава «Газпром нефти» Александр Дюков надеется, что цены на нефть (очевидно, имеется в виду Brent) вырастут до 40 долларов за баррель уже к концу года. Не исключено, что Дюков окажется прав. Стремительное сокращение числа буровых на сланцевых полях США и тотальное падение инвестиций в нефтедобычу почти во всех добывающих странах может обернуться дефицитом сырья.

teknoblog.ru

 

Прогноз биржевых цен с 11 по 15 мая 2020

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
"Газпром" создал в хранилищах рекордный оперативный резерв газа к зиме
"Газпром" создал к зиме рекордный оперативный резерв газа в 73,034 млрд кубов
Shell будет судиться с Venture Global из-за нарушения контрактов по СПГ
Shell начинает арбитражные слушания с Venture Global, заявил глава Shell