Переговоры о поставках в Молдавию российского газа стали вопросом Кремля

Молдавию охватила паника из-за отсутствия контракта с «Газпромом» и уверенности в том, что энергокризис не поразит страну в холода. Решать проблему в Москву летит молдавский вице-премьер Владислав Кульминский — он проведет переговоры с заместителем главы кремлевской администрации Дмитрием Козаком. Если газовая тема становится вопросом Кремля, это означает, что обсуждается не только энергетика.

Вице-премьер Молдавии Владислав Кульминский прилетит в Москву 20 октября, а на следующий день будет принят на Старой площади заместителем главы администрации президента Дмитрием Козаком. Визит готовился экстренно. Еще на прошлой неделе, по информации «Ъ», сторонами обсуждалась возможность приезда господина Козака в Кишинев. Но поездка сорвалась из-за несовпадения графиков кремлевского чиновника и президента республики Майи Санду, с которой Дмитрий Козак рассчитывал встретиться. В итоге стороны договорились о проведении переговоров на российской территории.

Владислав Кульминский в молдавском правительстве курирует тему приднестровского урегулирования, и газ не совсем его или совсем не его профиль. В то же время он едва ли не единственный топовый молдавский чиновник, сумевший установить контакты в разных российских госструктурах — от Совета федерации до МИДа и администрации президента. К тому же тема Приднестровья из российско-молдавской повестки не уходит все три десятка лет, что длится этот неурегулированный конфликт на Днестре.

К нерешенной газовой проблеме непризнанная Приднестровская республика, впрочем, имеет самое прямое отношение.

Если контракта с Молдавией не будет, то этот неподконтрольный Кишиневу и опекаемый Москвой пророссийский регион тоже столкнется с проблемами: он снабжается топливом из той же трубы.

Кроме того, мощная Молдавская ГРЭС (2,5 ГВт, принадлежит «Интер РАО»), снабжающая электроэнергией не только левобережье Днестра, а вообще всю Молдавию, работает на газе. Два из четырех работающих сейчас энергоблоков хоть и переведены на уголь, но его запасы не слишком велики.

Надвигающийся энергокризис — главная тема этой осени в Молдавии. Долгосрочный газовый контракт между «Газпромом» и АО «Молдовагаз» (на 50% принадлежит «Газпрому») истек 30 сентября, но был продлен до конца октября с тем, чтобы заключить новый. По условиям продления «Газпром» поставит 53,8 млн кубометров газа для правобережной Молдавии и 90 млн кубометров — для левобережной.

Молдавская сторона заявила, что этих объемов недостаточно.

Власти объявили режим повышенной готовности в газовой сфере — еще не чрезвычайная ситуация, но уже ее предчувствие.

А глава «Молдовагаза» Вадим Чебан призвал потребителей экономить. «Какой явный дискомфорт может создать снижение температуры отапливаемой площади с привычных для многих 24–25 градусов, при которой многие ходят по дому босиком, в майках и шортах, до 21–22 градусов, которая признана наиболее комфортной температурой окружающей среды для человека? Для чего постоянно доводить до кипения полный чайник воды, если речь идет о приготовлении всего лишь одной чашки чая, отвара или кофе?» — обратился топ-менеджер к потребителям.

На этом фоне и летит в Москву Владислав Кульминский. Собеседники «Ъ» в российских и молдавских госструктурах говорят, что газовый вопрос на встрече вице-премьера с Дмитрием Козаком будет не единственным, но основным. Кишинев, по словам источников «Ъ», надеется сохранить устраивающую его формулу формирования цены из прежнего контракта и договориться о дополнительных объемах газа на октябрь. А в идеале хотел бы заключить долгосрочный контракт. Но главное — цена. В октябре из-за роста цен в Европе она составила неподъемные для Молдавии $800 за тысячу кубометров (в сентябре закупочная цена была $550).

«Газпром», по данным «Ъ», настаивает на заключении соглашения о реструктуризации долгов, накопленных за поставленный газ, а после этого уже на внедрении Третьего энергопакета.

Как отмечает один из собеседников «Ъ», долг Молдавии перед монополией превышает $715 млн — без учета приднестровского долга, который составляет около $8 млрд. По словам собеседника «Ъ», молдавская сторона на предстоящих переговорах намерена предложить схему урегулирования своей задолженности. Срок погашения, отмечает он, может растянуться на 10–20 лет.

«За стол переговоров нужно садиться в спокойном состоянии, решив проблему текущего дефицита, пока же ситуация слишком нервозная»,— признается собеседник «Ъ». И добавляет, что обсуждаться будет поставка до 3 млрд кубометров в год, а срок контракта — один год.

Бывший глава молдавского Национального агентства по регулированию в энергетике Виктор Парликов уверен, что в переговорах по газу есть большая примесь политики. «У «Газпрома» есть газ для всей Европы, но для Молдовы в октябре не хватает порядка 30 млн кубометров. Когда речь идет о Европе, «Газпром» заинтересован в заключении долгосрочных контрактов, но с Молдовой предпочитает заключать договор на год или на месяц. В случае с Европой «Газпром» предпочитает долгосрочные цены на газ, но в случае с Молдовой предпочитает спотовые»,— отметил господин Парликов в беседе с «Ъ».

Вывод, по его мнению, один: республика — особое место на газовой карте Газпрома.

«Все, что монополия предпочитает делать в отношениях с другими странами, здесь она предпочитает делать наоборот. Значит, вопрос политический. Но какова политическая цена вопроса, никто не говорит. Ни Россия, ни Молдова. Думаю, мы, скорее всего, будем платить высокую цену за газ. Но было бы интересно узнать, и общество вправе знать за что. Если мы отказываемся принимать какие-то условия, навязанные Россией, то надо хотя бы понимать, какие это условия. Я хотел бы это услышать»,— заключил Виктор Парликов.

Ранее на российско-молдавских переговорах, по данным «Ъ», возникал вопрос переноса точки сдачи газа по новому контракту с молдавско-украинской границы на границу республики с Румынией. Газ в Молдавию поставляется через Украину по трансбалканскому коридору, соответственно, сдается на границе Украины и Молдавии. Молдавию и Румынию, в свою очередь, связывает трубопровод Яссы—Унгены до Кишинева, введенный в конце 2020 года (мощность — 1,5 млрд кубометров в год).

Пока сообщалось только о пробных поставках по этой трубе, на полную мощность газопровод выйдет только в 2021 году, но закрыть всю потребность Молдавии в газе все равно не сможет. Хотя Румыния добывает до 8,7 млрд кубометров газа в год, по данным BP за 2020 год, этого недостаточно, чтобы закрыть внутренний спрос — до 11,3 млрд кубометров. Поэтому Бухарест закупает у «Газпрома» до 1 млрд кубометров газа ежегодно.

Сейчас никакого влияния на переговорную позицию Молдавии этот трубопровод оказывать не будет, считают собеседники «Ъ».

По мнению Дмитрия Маринченко из Fitch, сложно представить, что в ближайшее время «Газпром» будет поставлять газ в Молдавию через Румынию, но совсем исключить такой вариант в будущем, если транзит в Европу через Украину сойдет на нет, нельзя.

«Молдовагаз», по данным «Ъ», просил «Газпром» о поставке 250 млн кубометров на октябрь, но эта просьба не была удовлетворена, поскольку «Газпром» в отсутствие договоренностей не резервировал дополнительные мощности для поставок в Молдавию через Украину на октябрь. Пока дефицита энергоснабжения в стране нет.

Собеседник «Ъ» в молдавских госструктурах надеется, что переговоры с Дмитрием Козаком откроют дорогу к контракту: «Идут переговоры, они длятся не день и не два. У всех есть интерес в том, чтобы договориться, и достаточно времени, чтобы договориться. Идет разговор по цене. И политики здесь никакой нет».

В «Газпроме» от комментариев отказались.

kommersant.ru

Прогноз биржевых цен на 20 октября 2021

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»